Оценка эффективности применения мультимедиа-технологий на уроках МХК по итогам практики в школе

Современное образование » Оценка эффективности применения мультимедиа-технологий при преподавании МХК » Оценка эффективности применения мультимедиа-технологий на уроках МХК по итогам практики в школе

Страница 1

Описанные выше виды экспертизы и оценки различных аспектов применения продуктов мультимедиа в рамках учебного процесса, безусловно, необходимы и способны дать существенный объем данных, но они не отражают эффективность непосредственного применения мультимедиа-продуктов с помощью соответствующих технологий, так как нацелены на изучение продуктов мультимедиа (изданий, программ и т.д.). Вероятно, наивной, но эффективной формой оценки эффективности мультимедиа-технологий на уроках истории МХК может послужить анкетирование учащихся с использованием опросника, составленного специально для изучения данной проблемы (см. Приложение 2). Таким образом, мы можем получить оценку от тех, для кого эти технологии были разработаны, и с ориентацией на кого они применяются.

Анкетирование было проведено среди учащихся старших классов Гимназии №56, где каждый учебный класс оборудован по последнему слову техники, и где мультимедиа-технологии применяются практически всегда, когда это необходимо. Подавляющее большинство учащихся считает, что мультимедиа-технологии являются эффективным педагогическим средством и обладают значительным потенциалом в сфере образования. Также школьники считают, что на данном этапе информатизации общества и сферы образования, в частности, отказаться от мультимедиа-технологий невозможно.

Как было указано выше, значительное число специалистов выделяет группы продуктов мультимедиа по формальному признаку, то есть по типу представления информации. Среди них выделяют визуальный (изображения, анимация, видео) и звуковой ряд, а также символические формы представления информации (текст, схема, таблица). На счет выбора наиболее эффективных и удачно воспринимаемых форм мультимедиа-продуктов мнения учащихся разделились: примерно по 50% высказались «за» и «против» текстовых форм, включая таблицы и схемы; более 2/3 опрошенных выделили необходимость применения изображений в рамках проведения занятий курса истории МХК; некоторые учащиеся особо выделили ценность и легкость восприятия видеороликов; касательно использования звукового ряда суждений выдвинуто не было.

Отдельный вопрос был посвящен оценке эффективности различных форм работы с учащимися. Наибольшую популярность получил вариант «проведение лекционных занятий с использованием презентаций». Учащиеся отметили потенциал использования презентаций Microsoft PowerPoint в связи с возможностью представления информации различных видов, возможности возвращаться к предыдущим слайдам или переходить к нужным посредством гиперссылок. На уроках истории МХК, по мнению учащихся, презентации должны быть применены из-за возможности представления репродукций произведений изобразительного искусства и музыкальных фрагментов с соответствующими подписями. Также тесты, составленные в презентациях, могут быть использованы как хороший метод контроля фактологических знаний. Помимо использования презентаций учителем, учащиеся также могут создавать их как способа оформления творческих работ или сопровождения выступлений визуальным рядом. При этом, учащиеся отмечают, что фокусироваться лишь на создании и демонстрации презентаций, и оперировании мультимедиа-технологиями вообще, не стоит – учитель должен проводить беседы в рамках занятий, включать учащихся в общий для классного коллектива педагогический процесс.

Если же переходить к критериальной оценке, следует обратиться к зарубежному опыту выявления эффективности применения мультимедиа-технологий в образовании. Основными полюсами критериев являются, грубо говоря, полезность представленной информации и легкость её восприятия. Преподаватели Университета Мельбурна (Австралия) Г. Кеннеди, Т. Петрович и М. Кеппелл, ссылаясь на Т. Бойла (Boyle, T. (1997). Design for multimedia learning, Prentice Hall), выделяют несколько критериев, которые можно применить при оценке и полезности информации, и степени её удобоваримости. На основании их подхода учащимся гимназии было предложено заполнить следующие таблицы (результаты мини-исследования уже занесены в соответствующие графы таблиц).

Оценка по пятибалльной шкале видов представления информации:

Вид представления информации

Графика

Анимация

Видео

Звук

Текст

Критерий оценки

Удобство использования, практичность

4,7

4

4,3

4

5

Связность

4,3

4

4,7

4,2

5

Ясность

4,7

4,3

5

4,5

4,3

Релевантность (уместность)

4,5

4,2

4,7

4

4,7

Полезность (пригодность)

5

4,3

5

5

4,5

Структура

4

4

4,7

4

5

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема
Отношение к компьютерным иг­рам в российском обществе неоднозначное — от критических высказыва­ний об их качестве и о том, что эти иг­ры — скорее "умственный протез", чем средство интеллектуального развития, поэтому от них нельзя ничего хорошего ждать для наших детей, до восторгов по пово ...

Роль и место политехнических знаний при изучении раздела «Вязание на спицах», 8 класс
Цель изучения этого раздела – способствовать формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства. Предлагаемая программа построена так, чтоб ...

Степень удовлетворенности родителей результатами работы педагогов Дворца Творчества Юных
Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают дети и их родители, а также общество и госуд ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru