Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитании подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.
Актуальность работы заключается в том, что дидактическая игра в дошкольном возрасте является одним из основных средств развития ребенка. И именно средствами дидактической игры можно привить ребенку этнокультурные ценности.
Дидактическая игра как социокультурный феномен имеет свою историю и передается из поколения в поколение. Дидактические игры создавались и создаются взрослыми для развития детей с учетом их потребностей, интересов и возможностей. Дети получают содержание игры в готовом виде и овладевают им как элементом культуры.
Ключевым моментом оценки успешности развития дошкольника становится понятие сохранения идеалов национальной культуры и языка, что является базисом этнической психологии и этнической педагогики, ее структурной составляющей, гуманистической направленностью через традиции воспитания современного поколения.
В процессе изучения проблемы интеллектуального развития младших школьников и его диагностики логично отметить, что поведение и мотивация деятельности обследуемых детей имеет свою специфику, обусловленную этнокультурными особенностями.
Проблемы интеллектуального развития личности дошкольника в психологии и педагогике изучаются как основные модели интеллекта личности: модели Ч. Спирмена, Л. Терстоуна, Дж. Гилфорда, Р. Кэттелла; иерархические (С.Барт, Д. Векслер, Ф. Верном, Л. Хамфрейс); монометрические (Г.Ю. Айзенк, Л.Т. Ямпольский и др.), когнитивные (Р. Стернберг, X. Гарднер, А. Деметриу, А. Эфклидис, М. Плачидов и др.), концепция ментального опыта М.А. Холодной и др.
Цель исследования: определить особенности этнокультурного развития дошкольников средствами дидактической игры.
Объектом исследования является процесс этнокультурного развития ребенка в ДОУ.
Предмет исследования – дидактическая игра как средство этнокультурного развития дошкольников.
Гипотеза работы: Дидактическая игра является эффективным средством этнокультурного развития дошкольников.
Задачи работы:
1. Дать анализ приоритетных подходов к этнокультуре как психолого-педагогическому феномену;
2. Выявить специфику форм этнокультуры дошкольников;
3. Изучить воспитательные и развивающие функции дидактической игры;
4. Провести опытно-экспериментальное исследование по формированию этнокультуры дошкольников средствами дидактической игры;
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, и другой научной литературы, наблюдение продуктивности детской деятельности, анкетирование.
Экспериментальная база: МДОУ № 6 «Аленький цветочек» г. Йошкар-Олы, 40 дошкольников 5-6 лет.
Читайте также:
Психолого-педагогический анализ проблемы: возможность использовать в работе
с детьми нетрадиционных материалов и технологий «роспись по ткани»
Исследуя психологическую, педагогическую, искусствоведческую, методическую литературу нами было установлено: что во многих источниках достаточно основательно раскрывается технология «росписи по ткани» которую сможет освоит любой взрослый человек. Так, А.В. Загребаева описывает самые распространенны ...
Методы исследования в ходе формирования опыта
Построение воспитательного процесса идёт на диагностических основаниях. Принцип «Сначала поставь диагноз, а потом лечи» актуален в работе воспитателя. Проведение мониторинговых процедур позволяет отслеживать успешность воспитательной деятельности, делает её целенаправленной и адекватной возникающим ...
Сущность обучения разговорной диалогической эвенской речи учащихся
начальных классов
Чтобы решить вопросы привития учащихся начальных классов хотя бы элементарных навыков повседневного общения на эвенском языке, нужно знать, какие же особенности отличают разговорную диалогическую речь от литературно обработанной, нормированной книжной речи. Обучение диалогической речи, кроме усвоен ...