Сущность понятия «коллективная творческая деятельность»

Страница 1

Понятие деятельности выделяет и определяет специфику общественной жизни людей, которая состоит в том, что они целенаправленно изменяют и преобразуют природную и социальную действительность. Характерная черта общественной жизни людей состоят в том, что она обнаруживает себя только через их деятельность, которая имеет различные виды и формы. Но исторически видом деятельности является коллективная творческая деятельность.

В самом общем виде понятие коллективной творческой деятельности и ее субъекта было представлено в работах В.В. Давыдова. Он считал, что «основой личности человека является творческое начало, сущность личности человека связана с его потребностью и способностью созидать» [16, 55]. Созидание личности учащегося может происходить только в такой деятельности, которая предназначена «…созидать человеческий мир самим человеком, творить собственные общественные отношения и самого себя» [16, 57].

Понятие «творческого акта», приводящего к творению мира самим человеком, рассматривается Б.Д. Элькониным. Творчество – это «созидание особого рода – созидание самодовлеющей предметности, только если созданный предмет – не есть механическое повторение уже существующих предметов; только если он поражает нас своей оригинальностью и только если он есть то, что само о себе свидетельствует, само себя доказывает, само себя отрицает, – только тогда можно доподлинно говорить о творческом акте, приведшем к возникновению этого предмета» [16, 81]. Итогом мы определим следующее – посредником между человеком и миром может стать только такое действие, которое построено по форме творческого акта.

Б.Д. Эльконин пишет, что для становления ученика творческой личностью необходимо приобрести «опыт инициативного действия» и «опыт реализации замысла в способе решения задачи» [16, 89]. Событие встречи замысла с его реализацией можно понимать как творческий акт, осуществленный учеником в деятельности. Осуществление ребенком действия в творческом акте становится основанием и способом его развития.

В данном подходе событие творческого акта учащегося предполагает с необходимостью задание творческой деятельности.

Описание возможности творения себя самим учащимся в образовании представлено в работах В.В. Давыдова и В.В. Репкина. Способность созидания у детей начинает развиваться еще в дошкольном возрасте, когда акт творения ребенка совершается в игровой деятельности и продуктом развития становится «воображение». Акт творения себя в школе совершается в учебной деятельности, продуктом развития становится «умение и желание учиться» [16, 65]. Актом творения себя, например, в подростковом возрасте, становится «постепенное развитие учащегося как индивидуального субъекта учебной деятельности» [16, 76], что в понимании В.В. Давыдова является характеристикой творческой личности.

Становление школьника творческой личностью представлено Давыдовым очень убедительно в его труде: «Теория развивающего обучения» [16, 75]. В данной работе В.В. Давыдов придерживался понимания личности как «субъекта свободной творческой деятельности, а развитие человека есть движение к свободе» [16, 78].

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Профессиональная компетентность специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
Компетенция (от лат. competere — добиваться, соответствовать, подходить). Профессионально компетентным считается такой труд, в котором на высоком уровне выполняются функциональные обязанности, используются специальные и общекультурные знания и умения, наиболее полно раскрываются профессиональные сп ...

Реализация программы «Путешествие в Страну понимания» направленной на решение проблем педагогической запущенности детей младшего школьного возраста
Наше практическое исследование проводилось на базе МОУ СОШ №13 2010-2011г.Хилок Забайкальский край. Критериями выборки послужили сведения журнала успеваемости и посещаемости 2 класса, количество которого составляет 27детей. Был составлен паспорт класса, где был составлен мониторинг категории семей, ...

Обобщение результатов исследования
Обобщая результаты исследования, можно отметить, что гипотеза, выдвинутая мной, полностью подтвердилась. Воспитание лидерских качеств у младших школьников в условиях современной школы идет успешнее, если: – содержание воспитания ориентированно на развитие лидерских качеств; – учителя начальной школ ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru