Сущность понятия «коллективная творческая деятельность»

Страница 1

Понятие деятельности выделяет и определяет специфику общественной жизни людей, которая состоит в том, что они целенаправленно изменяют и преобразуют природную и социальную действительность. Характерная черта общественной жизни людей состоят в том, что она обнаруживает себя только через их деятельность, которая имеет различные виды и формы. Но исторически видом деятельности является коллективная творческая деятельность.

В самом общем виде понятие коллективной творческой деятельности и ее субъекта было представлено в работах В.В. Давыдова. Он считал, что «основой личности человека является творческое начало, сущность личности человека связана с его потребностью и способностью созидать» [16, 55]. Созидание личности учащегося может происходить только в такой деятельности, которая предназначена «…созидать человеческий мир самим человеком, творить собственные общественные отношения и самого себя» [16, 57].

Понятие «творческого акта», приводящего к творению мира самим человеком, рассматривается Б.Д. Элькониным. Творчество – это «созидание особого рода – созидание самодовлеющей предметности, только если созданный предмет – не есть механическое повторение уже существующих предметов; только если он поражает нас своей оригинальностью и только если он есть то, что само о себе свидетельствует, само себя доказывает, само себя отрицает, – только тогда можно доподлинно говорить о творческом акте, приведшем к возникновению этого предмета» [16, 81]. Итогом мы определим следующее – посредником между человеком и миром может стать только такое действие, которое построено по форме творческого акта.

Б.Д. Эльконин пишет, что для становления ученика творческой личностью необходимо приобрести «опыт инициативного действия» и «опыт реализации замысла в способе решения задачи» [16, 89]. Событие встречи замысла с его реализацией можно понимать как творческий акт, осуществленный учеником в деятельности. Осуществление ребенком действия в творческом акте становится основанием и способом его развития.

В данном подходе событие творческого акта учащегося предполагает с необходимостью задание творческой деятельности.

Описание возможности творения себя самим учащимся в образовании представлено в работах В.В. Давыдова и В.В. Репкина. Способность созидания у детей начинает развиваться еще в дошкольном возрасте, когда акт творения ребенка совершается в игровой деятельности и продуктом развития становится «воображение». Акт творения себя в школе совершается в учебной деятельности, продуктом развития становится «умение и желание учиться» [16, 65]. Актом творения себя, например, в подростковом возрасте, становится «постепенное развитие учащегося как индивидуального субъекта учебной деятельности» [16, 76], что в понимании В.В. Давыдова является характеристикой творческой личности.

Становление школьника творческой личностью представлено Давыдовым очень убедительно в его труде: «Теория развивающего обучения» [16, 75]. В данной работе В.В. Давыдов придерживался понимания личности как «субъекта свободной творческой деятельности, а развитие человека есть движение к свободе» [16, 78].

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Анализ УМК с точки зрения возможностей использования лексического материала для метода проектов
Цели анализа: Проанализировать данное УМК с точки зрения возможностей использования проектной работы для формирования языковой компетенции (анализ лексического материала; его введение, тренировка, закрепление и применение во всех видах речевой деятельности). Сделать проект по теме « Our school life ...

Структура и основное содержание диссертации
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень ее разработанности, определяется объект и предмет исследования, формулируются гипотеза, цели и задачи исследования, представляются методологические основы и источниковая база, теоретическая и практическая значимость ра ...

Особенности организации деловой игры
Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра: -хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста. -одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы само ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru