Сущность и специфика педагогического сопровождения в осуществлении коллективной творческой деятельности учащихся

Современное образование » Педагогическое сопровождение в развитии коллективной творческой деятельности учащихся » Сущность и специфика педагогического сопровождения в осуществлении коллективной творческой деятельности учащихся

Страница 1

Коллективное творчество – наиболее распространенная форма занятий с учащимися. Но для того, чтобы оно было продуктивным и успешным, должны быть поставлены четкие цели и задачи, а содержание направлено на усвоение культурных ценностей, достижение идеала во взаимоотношениях в процессе деятельности, обеспечивающей развитие ребенка как личности [13, 145].

Тема направленного влияния на развитие творческих процессов привлекает внимание зарубежных и отечественных ученых. В настоящее время все педагоги и психологи, изучавшие творческие процессы, признают необходимость создания педагогики творчества. В.А. Дмитриенко отмечает отсутствие фундаментальной модели творческой деятельности и ее построение особо «актуально для современной педагогики творчества, большинство развивающих программ пока основаны на эмпирическом анализе практики» [21, 180]. На данный момент мы придерживаемся логики в исследовании творческой деятельности, представленной в концепции Я.А. Пономарева [22, 132].

Осуществляя задание творческой деятельности учащихся в школе, мы предполагаем формирование таких способностей, которые являются общими для различных областей. Действительно, природа творческой деятельности, творчества, «креативности» «одинакова как для естественных, так и для гуманитарных направлений, что позволяет переносить творческие способности с одного материала на другой» [8, 120], в отличие от переноса способов исследования из одной предметной области в другую, поскольку материал различных наук будет сопротивляться. Естественнонаучные исследования, гуманитарные исследования, математические исследования имеют свою особую специфику.

Рассмотрим существенные характеристики творческой деятельности учащегося, которые должны быть представлены в образовательном пространстве школы, и те способности, которые формируются в соответствии с той или иной характеристикой.

«Институционализированность» творческого действия ребенка, что предполагает обязательное наличие для ученика в образовательном пространстве школы значимых «мест» для признания и стимулирования творчества. Например, творческий экзамен в конце года, научно-практическая конференция школьников, предметные курсы по выбору и представление итоговых работ на школьной годовой выставке.

Многообразие и «событийный» характер возникновения творческого действия ребёнка. В многообразие творческих действий может входить: «перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях, видение новой функции знакомого объекта, видение структуры объекта, подлежащего изучению, умение видеть альтернативу решения, умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ, умение создавать оригинальный способ решения проблемы при известности других» [21, 43].

Особая эмоциональная атмосфера творчества в отношениях класса и наличие эмоциональной вовлеченности ученика в процесс решения задачи. Показателями определенной эмоциональной атмосферы творчества в классе являются две характеристики, в соответствии с концепцией о творческой деятельности Г. Андерсена (1959), – «принятие друг друга и стимулирование деятельности друг друга» [5, 113]. Дальнейшие исследования ученых показали, что мотивация достижений, соревновательная мотивация, мотивация социального одобрения действительно блокируют самоактуализацию личности, затрудняют проявление ее творческих возможностей. В работах В.А. Сухомлинского, Л.И. Акатова, К.Д. Радиной подчеркивается важная роль эмоциональных состояний, которые рассматриваются как импульс коллективной деятельности [24, 34]. Другая принципиальная связь эмоций и деятельности представлена в исследованиях А.В. Петровского, где доказано, что содержательная деятельность группы во многом определяет эмоциональную групповую идентификацию [20, 159]. Мы рассматриваем оба вида связи эмоций и творческой деятельности. Наличие определенных эмоций как условия творческого действия ученика мы называем «эмоциональной атмосферой творчества», делая акцент на переменчивости, событийности творческого действия, характеристиках, присущих этой атмосфере. Описание отличий «эмоциональной атмосферы» и «эмоционального климата» представлено в работе И.Д. Фрумина «Тайны школы» [15, 103]. Второй вид связи нами представлен следующим образом: возникновение определенных эмоций ребенка, стимулирующих его творчество, в процессе его учебно-исследовательской деятельности. Для одних учащихся эмоциональная вовлеченность в процесс решения какой-либо задачи в предмете становится постоянным источником движения в освоении этого предмета. Для других учащихся определенный эмоциональный настрой задает направление, траекторию их дальнейшего творчества, становится условием выбора ими определенного жанра творческой работы.

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Содержание и условия сенсорного воспитания
Содержание сенсорного воспитания должно быть согласованно содержанием детской деятельности. Это значит, что обучение детей восприятию предметов, умению их анализировать, сравнивать должно быть согласованно с последующим процессом изобразительной, конструктивной или другой де4ятельности. В противном ...

Педагогика в системе наук о человеке
Общекультурное и смысложизненное (мировоззренческое) самоопределение личности, а для педагога и профессиональное, предполагает ее ориентацию в глубинных пластах той части культуры человечества, которую составляет педагогика. Она имеет длительную историю, неотделимую от истории человечества. Свое на ...

Дистанционное обучение. Подходы к решению проблемы
Любые, а тем более коренные, прогрессивные изменения в обществе непременно вызывают потребность совершенствования существующих форм обучения, а также появление совершенно новых форм обучения. Современные экономические условия жизни практически в любой стране на нашей планете характеризуются потребн ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru