Сущность и специфика педагогического сопровождения в осуществлении коллективной творческой деятельности учащихся

Современное образование » Педагогическое сопровождение в развитии коллективной творческой деятельности учащихся » Сущность и специфика педагогического сопровождения в осуществлении коллективной творческой деятельности учащихся

Страница 2

Открытие учеником чего-то нового, как объективно нового (например, нового предметного результата), так и субъективно нового (например, открытие заново какого-либо знания самим учащимся или описание в сказочной форме ситуации затруднения в предмете). Учащийся начинает ощущать себя творцом, автором определенного открытия в предмете, что позволяет ему реализовать интерес в определенной области, либо приобрести его (интерес). Творчество «случается», порой трудно обнаружить логическое обоснование причин возникновения творческого действия, творческое действие часто не имеет оснований.

Отметим, что не всё из перечисленных нами характеристик творческой деятельности являются очевидными и общепринятыми. С одной стороны, возможно наличие стереотипа в сознании учителей о том, что для творческой деятельности ученика достаточно озадачивания какой-либо проблемой, решением нестандартной задачи и открытием нового способа, т.е. того, что возможно сделать в рамках классно–урочной системы, а создание определенной атмосферы творчества не укладывается в жесткие рамки данной системы и становится определенной «зоной напряжения», что требует поиска других форм соорганизации взрослого и ребенка. С другой стороны, мотивация соревновательности, присущая классической системе образования, недооценивает принятие и поддержку учащихся в деятельности, необходимую для творчества. Отсюда, возможно возникновение напряжений, т.к. требуется определенная перестройка системы образования и самой личности учителя.

Поставим задачу конструирования системы условий для возникновения творческой деятельности учащихся. Мы выделяем следующие условия:

1. Открытость обучения предмету, понимаемую как особый стиль работы учителя, содержания образования, общения между учащимися и т.д., оставляющие за учащимся возможность выбора и свободного планирования собственной деятельности.

2. Открытость обучения позволяет задать ещё одну характеристику творческой деятельности, а именно возможность открытия учеником чего-то нового в освоении предмета, а также способствует формированию способности к осуществлению его ответственного выбора.

Об открытой позиции преподавателя, создающей условия для свободного выбора ребёнка, его творческого самоопределения, пишет Ю.В. Сенько [23, 132]. При такой организации деятельности, когда цель учения для ребенка связана с приобретением личностного смысла, учебную деятельность можно рассматривать как творческую. Мы говорим от открытой позиции учителя основной школы при обучении предмету.

В своих работах Б.Д. Эльконин, И.Д. Фрумин пишут о важности поляризации образовательного пространства в образовании. Наличие «мест общения в образовательном пространстве, свободных от контроля взрослых, допускающих спонтанное, свободное поведение детей» [16, 190] играет большую роль в появлении детско-взрослых общностей, где действуют нормы принятия и поддержки, необходимые для творчества. Разные «предметно-пространственные формы задания разных содержаний жизни» [16, 196] в классе благодаря внешней обозримости представляют для подростка «веер, многообразие различных содержаний» [16, 201], дают возможность выбора и способствуют созданию определенных условий для творчества подростка. За счет поляризации пространства и многообразия содержаний, представленных в нём, задаётся вторая характеристика творческой деятельности: «многообразие и событийность творческого действия» [16, 203].

Построение учеником совместно с учителем индивидуального маршрута собственной творческой деятельности. Составление гибкого плана и прохождение определенных этапов выполнения творческой работы как средства построения учащимся индивидуального маршрута. Демонстрация учениками продуктов собственной творческой деятельности.

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Пересказы художественного текста
Воссоздающие (подробный, сжатый, выборочный) и творческие (с изменением лица рассказчика, осложненные творческими заданиями и т.д.) пересказы широко применяются в младших и средних классах как прием, способствующий усвоению содержания произведения и развития речи учащихся (В.В. Голубков, М.А. Рыбни ...

Развитие устной речи как социальная и методическая проблема
Проблема развития устной речи школьников приобретает все большее общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры личности. Становление в России гражданского общества, углубление процессов гуманизации культуры и образования, начавшийся процесс возрождения духо ...

Примеры ролевых игр
Игра “Коммивояжер” Дети всегда готовы играть и с нетерпением ждут объявления правил игры. Предлагаю им образовать фирмы, разбившись на группы по 3—4 человека. Все фирмы получают одно и тоже задание на программирование. Даже если учащиеся научились только составлять алгоритмы и записывать их на алго ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru