Сущность и специфика педагогического сопровождения в осуществлении коллективной творческой деятельности учащихся

Современное образование » Педагогическое сопровождение в развитии коллективной творческой деятельности учащихся » Сущность и специфика педагогического сопровождения в осуществлении коллективной творческой деятельности учащихся

Страница 2

Открытие учеником чего-то нового, как объективно нового (например, нового предметного результата), так и субъективно нового (например, открытие заново какого-либо знания самим учащимся или описание в сказочной форме ситуации затруднения в предмете). Учащийся начинает ощущать себя творцом, автором определенного открытия в предмете, что позволяет ему реализовать интерес в определенной области, либо приобрести его (интерес). Творчество «случается», порой трудно обнаружить логическое обоснование причин возникновения творческого действия, творческое действие часто не имеет оснований.

Отметим, что не всё из перечисленных нами характеристик творческой деятельности являются очевидными и общепринятыми. С одной стороны, возможно наличие стереотипа в сознании учителей о том, что для творческой деятельности ученика достаточно озадачивания какой-либо проблемой, решением нестандартной задачи и открытием нового способа, т.е. того, что возможно сделать в рамках классно–урочной системы, а создание определенной атмосферы творчества не укладывается в жесткие рамки данной системы и становится определенной «зоной напряжения», что требует поиска других форм соорганизации взрослого и ребенка. С другой стороны, мотивация соревновательности, присущая классической системе образования, недооценивает принятие и поддержку учащихся в деятельности, необходимую для творчества. Отсюда, возможно возникновение напряжений, т.к. требуется определенная перестройка системы образования и самой личности учителя.

Поставим задачу конструирования системы условий для возникновения творческой деятельности учащихся. Мы выделяем следующие условия:

1. Открытость обучения предмету, понимаемую как особый стиль работы учителя, содержания образования, общения между учащимися и т.д., оставляющие за учащимся возможность выбора и свободного планирования собственной деятельности.

2. Открытость обучения позволяет задать ещё одну характеристику творческой деятельности, а именно возможность открытия учеником чего-то нового в освоении предмета, а также способствует формированию способности к осуществлению его ответственного выбора.

Об открытой позиции преподавателя, создающей условия для свободного выбора ребёнка, его творческого самоопределения, пишет Ю.В. Сенько [23, 132]. При такой организации деятельности, когда цель учения для ребенка связана с приобретением личностного смысла, учебную деятельность можно рассматривать как творческую. Мы говорим от открытой позиции учителя основной школы при обучении предмету.

В своих работах Б.Д. Эльконин, И.Д. Фрумин пишут о важности поляризации образовательного пространства в образовании. Наличие «мест общения в образовательном пространстве, свободных от контроля взрослых, допускающих спонтанное, свободное поведение детей» [16, 190] играет большую роль в появлении детско-взрослых общностей, где действуют нормы принятия и поддержки, необходимые для творчества. Разные «предметно-пространственные формы задания разных содержаний жизни» [16, 196] в классе благодаря внешней обозримости представляют для подростка «веер, многообразие различных содержаний» [16, 201], дают возможность выбора и способствуют созданию определенных условий для творчества подростка. За счет поляризации пространства и многообразия содержаний, представленных в нём, задаётся вторая характеристика творческой деятельности: «многообразие и событийность творческого действия» [16, 203].

Построение учеником совместно с учителем индивидуального маршрута собственной творческой деятельности. Составление гибкого плана и прохождение определенных этапов выполнения творческой работы как средства построения учащимся индивидуального маршрута. Демонстрация учениками продуктов собственной творческой деятельности.

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Концепция образовательной программы «Аэродром перспектив»
Разработчиками программы для детского летнего оздоровительного лагеря «Красэйр» являются: научный руководитель – заведующий кафедрой педагогии высшей школы ИЕГиН СФУ, кандидат физико-математических наук, профессор А.М. Аронов; директор лагеря, руководитель краевой научной школы «Свободный разум» – ...

Самостоятельная работа учащихся на уроке - лекции
Лекция в арсенале педагога может стать активной формой обу­чения, так как она способна сочетаться с самыми разнообразны­ми видами самостоятельной работы, причем не отдельных учащих­ся, а всего класса. Строя лекцию как поиск истины, учитель вовлекает в эту работу всех, в необходимых случаях обращает ...

«Современные подходы к проблеме игровой деятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Игра – один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов, генетиков, писателей и т.д. В работах педагогов и психологов появились новые данные, подтверждающие, что ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru