Анализ возможностей учебника, учебной программы по литературному чтению для формирования познавательного интереса младших школьников

Современное образование » Формирование познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности » Анализ возможностей учебника, учебной программы по литературному чтению для формирования познавательного интереса младших школьников

Страница 6

А разве чтение хороших книг может быть вредным? К сожалению, может, и это бывает довольно часто.

Если ребенок не приучен вглядываться, вчитываться, вдумываться во внешние приметы содержания книги еще до ее прочтения; если он не возвращается к этим приметам в процессе и после прочтения, он выхватывает из книги отдельные слова, фразы, даже эпизоды, но система образов и мыслей автора, ради которых книга читается, остается вне его восприятия, а потому процесс чтения никак не обогащает и не развивает его.

С подобными явлениями каждый учитель не однажды встречался в практике руководства детским чтением. И хорошо знает, что если ребенок не в состоянии сказать, какую книгу он прочитал или читает, то он, как правило, не помнит и начала повествования, не может воспроизвести действующих лиц, рассказать. Когда, где, в связи, с чем они появились в повествовании, как связаны их судьбы. Объясняется это тем, что содержание книги ни до, ни в процессе прочтения ребенком не обдумывалось и потому механизм творческой и эмоционально-волевой активности читательского восприятия не регулировался какой-либо определенной программой. Он включался непроизвольно и на короткое время. Поэтому и эпизоды, которые запомнились непроизвольно, ребенок не связывает с подлинной цепью событий, описанных автором, а трактует обособленно, отвлеченно и вкладывает в них смысл, который если и совпадает с замыслом автора, то лишь совершенно случайно.

И чем объемнее книга, тем труднее ребенку без предварительного и сопутствующего чтению квалифицированного обдумывания ее содержания «сводить концы с концами». Чтобы найти для себя при самостоятельном чтении какой-то выход, не обученный чтению-рассматриванию, ребенок приучается со временем сознательно пропускать или заучивать все непонятные места. Такое «самостоятельное» чтение плодит книгоглотателей, фразеров, людей «с кашей в голове» и приносит вред [49].

Итак, думать над книгой, выбирая и читая ее, совсем не просто. Это большой и серьезный труд. Гораздо легче брать книгу «из чужих рук», не выбирая, и читать, не вчитываясь, а размышляя «по поводу» — о том, что придет в голову. И нельзя обманываться тем, что вот, дескать, станет ребенок постарше, умнее, тогда и начнет выбирать книги сам, а пока пусть совершенствует технику чтения, пусть больше читает.

Конечно, ребенку надо читать много. Но совсем не для того, чтобы просто читать, а для того, чтобы вовремя осознать себя, найти «свои» книги. Для этого ему сразу надо привыкать действовать с книгой и среди книг правильно. Ведь способность и привычка думать над книгой не возникают сами собой. Доказано, что эта привычка, к сожалению, не вытекает даже из интенсивности чтения и количества прочитанных книг. Она непременно, есть результат специального обучения, необходимого для того, чтобы читатель смог овладеть максимально доступной. Ему полноценной читательской деятельностью, то есть в процессе чтения понять, почувствовать, пережить суть идей, картин, образов книги; забыть о себе, воссоздать в воображении с наибольшей достоверностью все то, о чем повествует книга. В наибольшей мере приблизиться к восприятию того, что сумел сказать автор, познать чужой опыт, обогатить свою память «знанием всех тех богатств, которые выработало человечество». И если мы хотим, чтобы каждый ребенок, обучаясь читать, освоил тип правильной читательской деятельности, надо ввести в процесс обучения метод, соответствующий цели [50].

Книге присущи закономерности объекта, в котором духовные богатства, необходимые для общения между людьми вне зависимости от их близости во времени и пространстве. Для общего прогресса человечества, закодированы средствами графики, текстовой и в нетекстовой; усилены возможностями полиграфии. Вот почему книгу не только читают, ее рассматривают. Рассматривают и читают, читают и рассматривают, прежде всего, для того, чтобы выбрать нужную сферу общения, затем среди многих книг определить «партнера по общению», распознав еще до чтения предложенную книгой и интересующую читателя «информационную программу», то есть тот недостающий читателю социальный опыт, ради которого книга пишется, издается и читается. Использование элементов драматизации и театрализации помогает разнообразить уроки внеклассного чтения. Уже в 1 и 2 классах можно пробовать ставить спектакли, кукольные представления. Дети очень любят это. Кукол для спектаклей рисуют дома. Детям очень хочется быть артистами, они учатся выразительно читать и говорить. Основой для драматизации могут служить образцы детской литературы, помещенные как в учебниках по литературному чтению, так и для внеклассного чтения. Разыгрывание отдельных сюжетов того или иного произведения, разыгрывание полностью небольших сказок, рассказов, стихотворений помогают лучше усвоить произведение, почувствовать его смысл, дети хотят быть похожими на положительных героев, совершать их хорошие поступки. Драматизация помогает создать на уроке естественную речевую среду, которая вызывает у детей желание общаться, таким образом, повышается коммуникативность речи [51].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Читайте также:

Экспериментальное исследование использования сюжетно-ролевой игры для формирования гуманистистической направленности отношения к миру детей
Базой для проведения экспериментальной работы стал детский сад 28 г.Прокопьевска. Исследование проводилось в старшей группе. В эксперименте участвовало 10 детей в возрасте от 5 до 6 лет. Задача исследования заключалась в том, чтобы проанализировать возможности использования сюжетно-ролевой игры для ...

Нетрадиционные формы работы с родителями
Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными познавательными формами, такими как «КВН», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца», «Ток шоу», «Устный журнал». Такие формы построены по принципу телевизионных и развлекательных программ, игр, ...

Пересказы художественного текста
Воссоздающие (подробный, сжатый, выборочный) и творческие (с изменением лица рассказчика, осложненные творческими заданиями и т.д.) пересказы широко применяются в младших и средних классах как прием, способствующий усвоению содержания произведения и развития речи учащихся (В.В. Голубков, М.А. Рыбни ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru