Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове.
Показателем развития познавательной активности являются творческие способности детей. Детям очень нравится что-то выдумывать, проявлять оригинальность, не шаблонность. Например, нарисовать птицу счастья, придумать фамилию отрицательному герою, изобразить несуществующее животное, дать ему имя, придумать вредные советы. Любая творческая деятельность является результатом создания чего-то нового, необычного.
Работая на уроке литературного чтения, ребёнок создает свое, что-то новое. Весь этот творческий, познавательный процесс должен пройти четыре важных этапа. Если он понял, что и как нужно выполнять, попытался решить проблему, то он получит свой результат, который непременно должны увидеть как можно большее число людей. Если ребёнок уверен, что учитель с его творением познакомит одноклассников, родителей, то ему захочется самому творить и придумать что-то новое. Ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания.
При чтении литературных сказок можно предложить учащимся:
нарисовать иллюстрацию к прочитанному произведению;
вылепить героя из пластилина;
разыграть сценку;
сочинить сказку с таким же началом или похожими персонажами;
подобрать загадку к сказке, нарисовать отгадку;
- подобрать пословицы и поговорки по различным темам.
На уроках чтения сказок разных народов можно предложить такие задания:
найти крылатое выражение в сказке;
придумать счастливую концовку к сказке;
дать толкование слову, работа со словарём по расширению активного словарного запаса учащихся.
При ознакомлении с жанром басни, предложить такие виды заданий:
выразительное чтение басни и ее драматизация;
придумать экспозицию басни;
составление литературной мозаики;
составление характеристики героев с опорой на выборочное чтение;
разгадывание кроссвордов.
Для развития творческой активности на уроке можно использовать и такие виды заданий:
- составление и доработка текстов. Перед вами текст «Сказка об одуванчике». Ваша задача подобрать к именам существительным имена прилагательные. Сделать так, чтобы описание стало ярким.
- использовать в работе творческие пересказы, которые предполагают передачу текста с какими-либо изменениями:
- добавить то, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении;
- заменить рассказчика дальше;
- изменить грамматическое время глагола;
- придумать, как могли разворачиваться события дальше.
Творческий пересказ тренирует гибкость читательского взгляда, приучает видеть позицию разных героев, сопереживать им.
Также можно использовать и такие формы работы как:
- подобрать дополнительный материал об авторе произведения;
- подготовить выставку книг одного из авторов;
- найти дополнительный материал в энциклопедии;
- сочинения сказок, считалок, потешек, стихотворений [44].
Младшим школьникам нравятся нестандартные задания, задания творческого характера. Они стараются сами доходить до правильного ответа, решать «хитрые» вопросы. Уже в младшем школьном возрасте необходимо наполнить познавательную потребность новым содержанием, чтобы сформировать у ребёнка желание понять существенные связи и отношения в изучаемом предмете. Важно, чтобы на это была направлена активность, чтобы ребенок испытывал удовлетворение от самого процесса анализа вещей.
Современное внеклассное чтение-это обязательный раздел программы, которым учащиеся постепенно овладевают, начиная с 1 класса, параллельно с обучением грамоте, собственно чтением текста и развитием речи. Задачи, которые при этом решаются, разносторонни и многоплановы [45].
На уроках внеклассного чтения с первой учебной недели и в течение всех лет обучения дети тоже учатся читать, (не сочинять стихи и сказки, не изучать манеру творчества художников, или историю детской литературы, или отдельные темы по природоведению, по истории и т. п., не смотреть кинофильмы, а именно читать!!!). Детские книги и овладевают приемами самостоятельности при выборе и чтении доступных книг. В процессе работы с детскими книгами у учащихся непременно совершенствуется и техника чтения, и способность полноценно воспринимать тексты произведений в соответствии с их жанровидовыми особенностями, создается привычка читать произведения, применяя и совершенствуя процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки по чтению и развитию речи, приобретенные к моменту чтения.
Читайте также:
Теоретический анализ основных математических понятий
Понятие произведения целых неотрицательных чисел может быть определено по-разному. Рассмотрим сначала подход, в основе которого лежит понятие суммы. Определение. Произведением целых неотрицательных чисел а и b называется такое целое неотрицательное число а·b, которое удовлетворяет следующим условия ...
Анализ состояния проблемы одаренности в психолого – педагогической теории
и практики
Наблюдения, свидетельствующие о том, что возможности людей неравны, старо, как мир. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания, аккумулирующего, по меткому выражению Гегеля, не только научные теории, но и все предрассудки своего времени. И выдающиеся люди древности, и их менее ос ...
Обучение лексическому аспекту в соответствии с
семантико-синтаксическим подходом
В современной науке утвердился системный подход к рассмотрению различных объектов. Система (от греч. зузгеша - целое, составленное из частей; соединение) представляет собой «множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство» (БЭС 199 ...