Анализ возможностей учебника, учебной программы по литературному чтению для формирования познавательного интереса младших школьников

Современное образование » Формирование познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности » Анализ возможностей учебника, учебной программы по литературному чтению для формирования познавательного интереса младших школьников

Страница 2

Учебник 3 класса знакомит учащихся с разным видением авторских новых художественных произведений окружающей действительности: явлений природы, событий, поступков героев.

Открываемые читателем авторские изобразительные средства, приемы, находки, открытия писателей и поэтов помогают лучше понять замысел новых литературных текстов.

Читатель открывает понятия: замысел; художественное и научное описание; словесный пейзаж; форма произведения; изобразительные средства (сравнение, эпитет, олицетворение, звукозапись, метафора); лирика, лирическое произведение; художественное и научное описание животного; авторские приемы (юмор, ирония); жанр послания; адресат и адресант; образ автора; жанр рассказа; повествование.

Ученик 3 класса активно работает в позициях читателя, автора и редактора собственного сочинения. Учебник прекрасно иллюстрирован.

В учебнике для 3 класса остаётся актуальным внимание к работе над читательскими умениями, однако достаточно высокий уровень навыка чтения уже позволяет выдвинуть на первый план иную (воспитательную) задачу, а значит и другой принцип систематизации литературного материала: не по учебной цели, как раньше, а по актуальной идейно-нравственной проблематике, что усиливает мировоззренческую направленность уроков чтения.

В книге для чтения содержится богатый материал для осмысления сложных неоднозначных явлений окружающего мира в их единстве и диалектическом противоречии, что отражается даже в названиях тем, например: «Устное слово – душа народа», «Каждой птице и каждому зверю нужна людская доброта», «Этих дней не смолкнет слава».

Развитию творческих способностей учащихся помогают специальные задания в учебнике, обучающие иллюстрированию (графическому, словесному, музыкальному); выразительному чтению и инсценированию; азам словесного творчества (подбору рифм, сравнений, творческому пересказу, сочинению небольшого высказывания по подобию) и т.д.

Развитию эмоциональной сферы способствуют не только литературные тексты, раскрывающие широкий спектр человеческих чувств, но также вопросы и задания, при помощи которых дети обучаются ориентировке в мире эмоций персонажей и в собственных чувствах.

Осознанию эмоций и чувств служат вопросы и задания, привлекающие внимание детей к авторским ремаркам, к анализу особенностей речи и поведения персонажей. Адекватному выражению эмоционального состояния способствует систематическая работа над выразительностью чтения и применение различных форм драматизации (анализ иллюстраций с точки зрения «эмоциональных знаков», постановка «живых картин», произнесение реплики персонажа с использованием мимики и пантомимики, чтение по ролям, развернутая драматизация).

Следует заметить, что к художественным и познавательным текстам даются вопросы и задания разных типов. Первые направлены, прежде всего, на развитие воссоздающего воображения, умения представлять, чувствовать и выражать то, что изложено в произведении. Вторые - на формирование общеучебных умений (выделять непонятные слова и выражения, выяснять их значение, распознавать новую информацию, выделять опорные слова, определять главное в содержании, составлять план, пересказывать прочитанное разными способами и др.).

Можно сделать вывод, что материал, реализованный в учебнике литературного чтения, обеспечивает всестороннее развитие личности каждого младшего школьника и вооружает учащихся необходимыми им знаниями, умениями и навыками.

Отбор содержания учебного предмета «Литературное чтение» подчинен основным дидактическим принципам последовательности, доступности, целостности, преемственности, что обеспечивает школьникам психофизиологическое здоровье и соответствует возрастным особенностям учащихся. А также анализ учебной программы и учебника показал, что содержание данного предмета дает реальные возможности, которые способствуют формированию познавательного интереса школьников, как на уроках, так и во внеурочное время.

В то же время актуальной остается проблема повышения уровня читательской культуры младших школьников путем формирования познавательного интереса. Одним из путей решения данной проблемы является обогащение содержания уроков литературного чтения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Читайте также:

Знакомство с формой предметов
Дидактическая задача. Учить детей выполнять простейшие действия с предметами, учитывая их форму. Материал. Ведерко с крышкой и мелкие, удобные для захватывания предметы разной формы и цвета: пирамидка, кубик, брусок, грибочек, цилиндр, яйцо, мячик. Высота ведерка 10 – 12 см; размер предметов для вк ...

Пакет школьных методик
В арсенале современного школьного педагога богатые и разнообразные методики научного исследования – педагогические, психологические, социологические, этические… В последнее время они стали доступны, особенно с введением в школу психологической службы. И воспитатель должен их осваивать, максимально ...

Специалист социальной работы в системе правовых отношений
В настоящее время Россия является государством, пытающимся создать нормативно-правовую базу, практически во всех отраслях, в том числе и социальных. Специалист социальной работы, как и все граждане России, должен обладать знаниями нормативно-правовой базы, так как незнание закона не освобождает от ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru