Кризисные явления в системе вузовского образования в России и задачи их преодоления

Современное образование » Кризисные явления в системе вузовского образования в России и задачи их преодоления

Страница 5

Задачи Кодекса видятся и в том, чтобы:

1) создать единый, целостный механизм правового регулирования на базе уже сложившихся и эффективно действующих правовых институтов образовательного законодательства и обеспечить полное и системное регулирование отношений в сфере образования;

2) привести законодательство Российской Федерации в соответствие с нормами и принципами международного права;

3) творчески использовать передовой зарубежный опыт, адаптировать его с учетом специфики образовательных отношений в Российской Федерации на данном этапе ее развития;

4) учесть законотворческий опыт субъектов Российской Федерации.

Важной стадией проектирования Кодекса РФ об образовании является подготовка его Концепции, то есть документа, который содержал бы теоретическое обоснование основных положений Кодекса, в том числе обосновывал бы его предмет, структуру, оптимальный вариант нормативно-правового регулирования образовательных отношении, правовой механизм, способный обеспечить реальное действие проектируемых новелл.

Как показывает законотворческий опыт, всякие попытки проектировать текст закона или иного нормативного акта сразу, без предварительного формулирования его теоретических основ приводят к тому, что подготовленный проект, особенно если он имеет своим предметом какую-либо широкую сферу отношений, устанавливает исходные, первичные нормы отрасли права или законодательства, оказывается несовершенным.

Максимально полный учет достижений юридической науки, ее положений и выводов является залогом успешной подготовки Концепции Кодекса РФ об образовании. Основные положения Концепции надлежит не просто сформулировать в виде отдельных тезисов. Обоснование же современных достижений общей теории права и конституционного права, следует осуществлять положениями и выводами, сделанными специалистами в области образования н образовательного права, других отраслевых юридических наук, а также результатами социально-правовых исследований, обобщающими практику действия нормобразовательного права.

Обстоятельное изучение и обоснование предмета правового регулирования Кодекса РФ об образовании создает объективную основу для разработки структуры Кодекса - всех его компонентов на уровне частей, разделов и глав, последовательности их расположения в акте.

Структура Кодекса должна не только отразить все необходимые для предмета регулирования правовые институты, но и выявить логику их взаимосвязи и взаимообусловленности. Тем самым представляется возможным определить не только единство правовых институтов, их принадлежность к одной отрасли, но и увидеть качественное различие их предметов, ту специфику, которая присуща каждому институту и должна быть адекватно выражена в системе норм права.

Выявление содержания правовых институтов, а также разработка способов и правовых средств, способных обеспечить реальное действие норм права, закрепляемых ими прав и обязанностей, составляет важнейшую задачу Концепции Кодекса РФ об образовании.

С учетом сложившегося в российском правоведении опыта подготовки кодифицированных актов Кодекс будет состоять из двух частей: общей и особенной. Общая часть должна включать в себя большинство предписаний, составляющих содержание Федеральных законов «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», и других и представлять собой основу нормативно-правового регулирования в образовательной сфере. В содержание особенной части войдут нормы, действующие на соответствующем уровне образования: дошкольном, общем, начальном профессиональном и т.д.

Целесообразность деления Кодекса на общую и особенную части обусловливается спецификой метода регулирования образовательного права, в основе которого лежит принцип единства и дифференциации нормативно-правового регулирования. Последовательное проведение этого принципа в системе законодательства как раз и выражается в принятии норм, одинаково значимых для всех образовательных отношений и обособленных в общей части Кодекса, и норм, действующих в узкой сфере образовательных отношений и составляющих содержание особенной части. В свою очередь каждая из частей Кодекса должна иметь свою логически последовательную структуру расположения входящих в нее правовых институтов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Читайте также:

Диагностика коммуникативных умений у младших школьников
С целью изучения уровня развития коммуникативных качеств младших школьников нами было проведено исследование на базе школы №2 г. Михайловки в течение учебного года. В эксперименте приняли участие девочки и мальчики 2-го класса, в количестве 20 человек. Исследование проводилось в три этапа. На перво ...

Содержание современного образования
Учитель никогда не критикует, не сравнивает, не призывает. Он показывает, объясняет, дает пример. Критика порождает сомнение в своих творческих силах, а установки приучают к исполнительности и рутине. Г. Воробьев "Под парадигмой я понимаю признанные всеми научные достижения которые в течение о ...

Компетенция ПКНО-5
Компетенция ПКНО-5 – это профессиональная компетенция в образовательной деятельности на начальной ступени общего образования: «готов организовать индивидуальную и совместную учебную деятельность учащихся, основанную на применении развивающих образовательных программ». Под данной компетенцией понима ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru