Условия развития художественно-творческих способностей у старшеклассников

Страница 1

Теоретический анализ и организация творческой деятельности учащихся показали, что для эффективности педагогического процесса развития художественно-творческих способностей учащихся в системе обучения истории необходимо выполнение ряда специфических педагогических условий.

В педагогической литературе понятие «педагогические условия» рассматривается как совокупность факторов, обстоятельств, внешних и внутренних требований и параметров, обеспечивающих достижение результата педагогической (В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, Т.А. Ильина, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Ю.А. Конаржевский и др.). Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность необходимых внешних требований и внутренних психологических установок, удовлетворение которых обеспечит желаемый результат, который в рамках нашего исследования определяется как эффективная организация процесса художественно-творческой деятельности учащихся в условиях обучения истории, обеспечивающего развитие художественно-творческих способностей.

Для нас важно определить комплекс (от «complex» (лат.) – связь, сочетание основных элементов, составляющих единое целое) педагогических условий, способствующих эффективному становлению педагогического процесса развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях обучения истории.

Условия или факторы, влияющие на течение художественно-творческой деятельности, бывают двух видов: ситуативные и личностные. К последним относятся устойчивые свойства, черты личности или характера человека, которые могут влиять на состояния, вызванные той или иной ситуацией. Примером может служить такая черта, как тревожность. Тревожность, как состояние, вызванное ситуативными факторами, оценивается с помощью опросника Спилберга, а личностная тревожность с помощью опросника Тэйлора.

К личностным факторам, негативно влияющим в процессе творчества, относят конформизм; неуверенность в себе (часто сопутствует общей низкой самооценке), а так же слишком сильную уверенность (самоуверенность); эмоциональную подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций; отсутствие склонности к риску; доминирование мотивации избегания неудач над мотивацией стремления к успеху; высокую тревожность как личностную черту; сильные механизмы личностной защиты и ряд других.

Среди личностных черт, благоприятствующих художественно-творческому мышлению, выделяют следующие: уверенность в своих силах, доминирование эмоций радости и даже определенную долю агрессивности, склонность к риску, отсутствие боязни показаться странным и необычным, наличие богатого по содержанию подсознания (видит разнообразные по содержанию сны, обладает подпороговой чувствительностью, переживает феномены синестезии и т.п.); любовь к фантазированию и построению планов на будущее, богатое воображение.

К ситуативным факторам, отрицательно влияющим на художественно-творческие возможности человека, относят лимит времени, состояние стресса, состояние повышенной тревожности, слишком сильная или слишком слабая мотивация, наличие фиксированной установки на конкретный способ решения, неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами, страх, повышенная самоцензура и т.д.

На этот счет полезные рекомендации разработал американский психолог Дж. Гауэн. Он отмечал важность создания безопасной психологической обстановки для творческого поиска ребенка. Для этого исследователь говорит о необходимости проявлять сочувствие к неудачам, избегая неодобрительных оценок творческих идей ребенка, поощрять любопытство, любовь ко всему новому. Не допускать чрезмерную опеку, которая затрудняет творчество.

Многочисленные исследователи пытались сфармулировать главное качество любой творческой личности, которое лежит в основе способности к творчеству. При всем разнообразии конкретных формулировок все говорит примерно об одном и том же: творческая личность – это личность способная быть сама собой, слышать свое … «Я» (по определению К. Роджерса).

Широкое распространение среди методов стимулирующих творчество получила методика мозгового штурма А. Осборна, основной смысл которой заключается в разделении между разными людьми генеративной части мыслительного акта и части контрольно-исполнительной (одни участники генерируют гипотезы с запретом любой критики, а другие позже оценивают их реальную значимость). На её основе был создан метод синкретики (соединение разнородного в одном), предполагающий обучение испытуемых умению генерировать аналогии разного типа и другими приемами, позволяющими увидеть знакомое в незнакомом. Используется также метод составления таблиц, метод гирлянд, метод контрольных вопросов и др.

Широкое распространение получают разного рода тренинги, прежде всего тренинг уверенности в себе, тренинг синзетивности и др., но главным условием проявления художественно-творческой личности является, конечно, соответствующая система обучения и воспитания.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Состояние исследований формирования самоконтроля у младших школьников в процессе обучения
Самоконтроль является условием адекватной, целенаправленной, интегрированной психики. Самовоспитание и самосовершенствование личности, обучение и профессиональная деятельность, поведение в обществе предполагают непременную включенность в них самоконтроля. Самоконтроль относится к числу обязательных ...

Авторское планирование
В системе нравственного воспитания выделяют следующие направления : - формирование потребности в здоровом образе жизни; - патриотическое воспитание; - формирование духовности младших школьников через отношение к литературе, средствам массовой информации; - эстетическое развитие детей; -совместная р ...

Профессиональное становление и развитие педагога
Проблема мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии и мот ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru