Условия развития художественно-творческих способностей у старшеклассников

Страница 3

- включение учащихся и педагогов в совместную творческую деятельность, ориентированную на развитие художественно-творческих способностей;

- педагогическое управление процессом развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях обучения истории;

– разработка критериев уровня развития художественно-творческих способностей учащихся, в ходе творческой деятельности.

Совместная художественно-творческая деятельность учащихся и педагогов, основанная на многообразном деятельностном общении, в результате которой, происходит их взаимное обогащение способствует развитию художественно-творческих способностей.

Когда самостоятельная деятельность учащихся достигнет такого уровня, что можно говорить об идентичности схемы художественно-творческой деятельности учащихся и педагогов, тогда можно констатировать достижение главной педагогической цели, то есть творческие способности учащихся будут развиты настолько, что они смогут осуществлять самостоятельно.

Интерес к предмету, интерес к знаниям связывается учащимися в единое целое с личностью учителя, с отношением к нему. Возникновение познавательного интереса при формировании и развитии творческой активности учащихся способствует созданию эмоционального тонуса учебно-творческой деятельности, который проявляется в интеллектуальном настрое учителя и учащихся, увлеченности и взаимной поддержке, поощрении, в духе соревновательности, в спокойной доброжелательной атмосфере.

Постановка ученика в позицию субъекта деятельности способствует переводу его на уровень актуального развития, что особенно значимо для юношеского возраста, который относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида (Л.И. Божович, Е. Доуван, И.С. Кон, Н.С. Лейтис и др.).

Т.В. Толмачева считает, что педагогическая функция по проектированию совместной творческой деятельности представляется как позиция двух функций: прогностической и управленческой. Данная деятельность должна включать все этапы, содержащиеся в процессе творчества. Важно, чтобы педагог рассматривал художественное творчество учащихся и как свой собственный процесс и тем самым становился партнером в творческом процессе.

Таблица 1. Этапы совместной творческой деятельности педагога и учащихся

Этап

Содержание

Цель педагогического воздействия

Осознание вида деятельности

Введение в деятельность

Обеспечить личную включенность в новый вид деятельности на основе актуализации смысла и целей деятельности

Деятельность, разделенная между педагогом и учеником

Анализ деятельности, вовлечение ученика в посильную операционно-исполнительскую деятельность, необходимую для обеспечения результата

Овладение деятельностью

Имитационная деятельность

Активизировать ученика к совместному поиск решения проблемы, к проявлению активности

Поддерживающая деятельность

Расширить инициативу, включить в управление деятельностью

Творческая деятельность

Деятельность по саморегуляции

Вовлечь во взаимо- и самоконтроль по отношению к атрибутам деятельности

Деятельность по самопобуждению

Выдвижение, обсуждение и принятие целей деятельности, внешних и процессуальных форм управления по достижению результата

Деятельность по самоорганизации

Поиск и апробирование способов эффективного сотрудничества и общения между участниками творческой деятельности, активное изменение позиции участников во взаимодействии

Партнерство

Определить переход к субъект – субъективным отношениям между участниками деятельности на основе саморегуляции всех компонентов в структуре творческой деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru