Условия развития художественно-творческих способностей у старшеклассников

Страница 4

В соответствии с психологической схемой художественного творчества результатом деятельности ученика станет достижение творческого результата, а результатом деятельности педагога станет факт развития художественно-творческих способностей учащихся.

Для того, чтобы данная система эффективно функционировала, ею необходимо управлять. Этим объясняется выбор второго педагогического условия – педагогическое управление процессом развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях обучения истории. Мы разделяем позицию Ю.В. Васильева, что педагогическое управление предусматривает не только содержательный компонент (овладение умениями поисковой работы и контроль над развитием способностей), но и организацию таких форм деятельности, в процессе которых учащиеся самостоятельно приобретают опыт, необходимый для их саморазвития и самоуправления. Цель педагогического управления в переводе ученика из управления в самоуправление.

М.Е. Дуранов, определяя самоуправление как процесс познания самого себя, своего интеллектуального, эмоционального, психофизического развития и самоуправления на этой основе своей деятельностью, определяет следующие его компоненты:

- самопознание (рефлексия, «Я-концепция»);

- самообразование (расширение и углубление знаний, формирование умений, познавательной направленности личности)

- самоорганизация (познание себя как системы, определение целей, содержания, и этапов самоорганизующей деятельности);

- самоконтроль;

- самооценка (оценка своих качеств и способностей);

- саморегуляция (цель, программа, исполнительская деятельность, оценка результатов на основе выбранных критериев и принятие решения на саморегуляцию).

Это позволило нам выделить функции педагогического управления и самоуправления учащихся в ходе творческой деятельности.

Таким образом, реализация условия педагогического управления процессом развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях обучения истории обеспечивается: во-первых, созданием основы для активизации роли учащихся, способствующей переходу от управления к самоуправлению субъектами процесса развития творческих способностей; во-вторых, системой рефлексно-креативного управления.

Эти педагогические условия обеспечивают внешние факторы эффективности педагогического процесса, но также необходимо владеть информацией о результативности процесса по отношению к качествам личности учащихся, таким образом, встает вопрос о рассмотрении следующего педагогического условия – разработка критериев уровня развития творческих способностей учащихся ходе творческой деятельности.

Аналитический обзор психолого-педагогической литературы показал, что до настоящего времени нет единого подхода к оценке художественно-творческих способностей. В данном случае нужен комплекс критериев, который включает психологические, педагогические и социальные показатели, позволяющие оценивать его динамику и эффективность педагогического воздействия.

Теоретико-экспериментальные изыскания, а также собственный опыт работы привел нас к выводу о том, что в качестве фиксируемых показателей следует принять уровни развитости художественно-творческих способностей учащихся, разработанные в соответствии со структурной моделью творческих способностей личности В.И. Андреева, когда основным критерием измерения динамики способностей служит уровни сформированное процессуальных характеристик творческой деятельности.

На основе анализа психолого-педагогической литературы, используя данные констатирующего этапа эксперимента, мы выделяем следующие уровни развития художественно-творческих способностей учащихся в ходе творческой деятельности: репродуктивный, имитирующий, конструктивный и творческий на основе оценивания характера деятельности. В качестве показателей, характеризующих уровни, мы рассматриваем следующие:

- развитость интеллектуальных способностей (умение анализировать, доказывать, способность видеть проблему и др.);

- проявление творческой активности и самостоятельности, учащихся в ходе художественно-творческой деятельности;

- сформированность способности к самоуправлению в ходе художественно-творческой деятельности;

- развитость коммуникативно-творческих способностей учащихся (способность использовать творческий опыт других, способность к сотрудничеству);

Сводная таблица системы признаков творческих способностей, характеризующих результативность процесса творческой деятельности, их критерии и методы исследования приведены в таблице 2.

Таблица 2. Сводная таблица признаков творческих способностей учащихся

Признаки

Критерии

Методы исследования

Развитость интеллектуальных способностей и структурных особенностей интеллекта

Интеллектуальная компетентность (соотнесение знаний, их объём, системность, гибкость, быстрота актуализации знаний, критичность мышления). Способы усвоения знаний, глубина анализа, систематизации, логичности, обобщения и т.д.

Тестирование, анализ выполнения заданий, наблюдение

Проявление творческой активности и самостоятельности в ходе художественно-творческой деятельности

Степень интереса к творческой деятельности, проявление интеллектуальной инициативы: самостоятельно отыскивать новую информацию, выдвигать идеи, разрешать проблему, освоение других областей приложения способностей, наличие самостоятельно поставленных целей и способов достижения результата в творческой деятельности

Анализ диагностических заданий, наблюдение, беседа, экспертная оценка, самооценка

Сформированность способности к самоуправлению и саморегуляции в ходе творческой деятельности

Готовность реализовать функцию самоуправления (понимание целей управленческой деятельности, целеполагание и целеустремленность, планирование, осмысление, корректировка процесса творческой деятельности). Степень адекватной оценки и самооценки; степень сформированности собственной позиции при проведении творческой деятельности; степень владения умениями рефлексии и коррекции

Анализ диагностических заданий, наблюдение, беседы, экспертная оценка, самооценка, самоанализ

Развитость коммуникативно-творческих способностей

Степень освоения и адаптации новых рациональных приёмов деятельности и творческого опыта других; умения обмениваться опытом творческой деятельности; сочетание индивидуальной и коллективной творческой деятельности; организации творческого общения в процессе творческой деятельности

Наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование. Экспертаная оценка, самооценка

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен
Работа выполнена на кафедре педагогики Волгоградского государственного педагогического университета и на кафедре теоретической биохимии с курсом клинической биохимии Волгоградского государственного медицинского университета. Научный консультант: член-корр. РАО, доктор педагогических наук профессор ...

Содержательный компонент обучения модулю «Информационные ресурсы» курса информатики и ИКТ в старшей школе
Современное социально-экономическое положение России, изменение в политической жизни страны предъявляют новые требования к результатам воспитания и образования молодого поколения. В современной педагогической практике наблюдается размытость воспитательных идеалов, эталонов поведения, рассогласовани ...

Изучение организационных документов учреждения
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского» (далее именуется - Университет) образовано в результате переименования Дальневосточной государственной морской академии адмирала Г.И. Не ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru