Условия развития художественно-творческих способностей у старшеклассников

Страница 4

В соответствии с психологической схемой художественного творчества результатом деятельности ученика станет достижение творческого результата, а результатом деятельности педагога станет факт развития художественно-творческих способностей учащихся.

Для того, чтобы данная система эффективно функционировала, ею необходимо управлять. Этим объясняется выбор второго педагогического условия – педагогическое управление процессом развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях обучения истории. Мы разделяем позицию Ю.В. Васильева, что педагогическое управление предусматривает не только содержательный компонент (овладение умениями поисковой работы и контроль над развитием способностей), но и организацию таких форм деятельности, в процессе которых учащиеся самостоятельно приобретают опыт, необходимый для их саморазвития и самоуправления. Цель педагогического управления в переводе ученика из управления в самоуправление.

М.Е. Дуранов, определяя самоуправление как процесс познания самого себя, своего интеллектуального, эмоционального, психофизического развития и самоуправления на этой основе своей деятельностью, определяет следующие его компоненты:

- самопознание (рефлексия, «Я-концепция»);

- самообразование (расширение и углубление знаний, формирование умений, познавательной направленности личности)

- самоорганизация (познание себя как системы, определение целей, содержания, и этапов самоорганизующей деятельности);

- самоконтроль;

- самооценка (оценка своих качеств и способностей);

- саморегуляция (цель, программа, исполнительская деятельность, оценка результатов на основе выбранных критериев и принятие решения на саморегуляцию).

Это позволило нам выделить функции педагогического управления и самоуправления учащихся в ходе творческой деятельности.

Таким образом, реализация условия педагогического управления процессом развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях обучения истории обеспечивается: во-первых, созданием основы для активизации роли учащихся, способствующей переходу от управления к самоуправлению субъектами процесса развития творческих способностей; во-вторых, системой рефлексно-креативного управления.

Эти педагогические условия обеспечивают внешние факторы эффективности педагогического процесса, но также необходимо владеть информацией о результативности процесса по отношению к качествам личности учащихся, таким образом, встает вопрос о рассмотрении следующего педагогического условия – разработка критериев уровня развития творческих способностей учащихся ходе творческой деятельности.

Аналитический обзор психолого-педагогической литературы показал, что до настоящего времени нет единого подхода к оценке художественно-творческих способностей. В данном случае нужен комплекс критериев, который включает психологические, педагогические и социальные показатели, позволяющие оценивать его динамику и эффективность педагогического воздействия.

Теоретико-экспериментальные изыскания, а также собственный опыт работы привел нас к выводу о том, что в качестве фиксируемых показателей следует принять уровни развитости художественно-творческих способностей учащихся, разработанные в соответствии со структурной моделью творческих способностей личности В.И. Андреева, когда основным критерием измерения динамики способностей служит уровни сформированное процессуальных характеристик творческой деятельности.

На основе анализа психолого-педагогической литературы, используя данные констатирующего этапа эксперимента, мы выделяем следующие уровни развития художественно-творческих способностей учащихся в ходе творческой деятельности: репродуктивный, имитирующий, конструктивный и творческий на основе оценивания характера деятельности. В качестве показателей, характеризующих уровни, мы рассматриваем следующие:

- развитость интеллектуальных способностей (умение анализировать, доказывать, способность видеть проблему и др.);

- проявление творческой активности и самостоятельности, учащихся в ходе художественно-творческой деятельности;

- сформированность способности к самоуправлению в ходе художественно-творческой деятельности;

- развитость коммуникативно-творческих способностей учащихся (способность использовать творческий опыт других, способность к сотрудничеству);

Сводная таблица системы признаков творческих способностей, характеризующих результативность процесса творческой деятельности, их критерии и методы исследования приведены в таблице 2.

Таблица 2. Сводная таблица признаков творческих способностей учащихся

Признаки

Критерии

Методы исследования

Развитость интеллектуальных способностей и структурных особенностей интеллекта

Интеллектуальная компетентность (соотнесение знаний, их объём, системность, гибкость, быстрота актуализации знаний, критичность мышления). Способы усвоения знаний, глубина анализа, систематизации, логичности, обобщения и т.д.

Тестирование, анализ выполнения заданий, наблюдение

Проявление творческой активности и самостоятельности в ходе художественно-творческой деятельности

Степень интереса к творческой деятельности, проявление интеллектуальной инициативы: самостоятельно отыскивать новую информацию, выдвигать идеи, разрешать проблему, освоение других областей приложения способностей, наличие самостоятельно поставленных целей и способов достижения результата в творческой деятельности

Анализ диагностических заданий, наблюдение, беседа, экспертная оценка, самооценка

Сформированность способности к самоуправлению и саморегуляции в ходе творческой деятельности

Готовность реализовать функцию самоуправления (понимание целей управленческой деятельности, целеполагание и целеустремленность, планирование, осмысление, корректировка процесса творческой деятельности). Степень адекватной оценки и самооценки; степень сформированности собственной позиции при проведении творческой деятельности; степень владения умениями рефлексии и коррекции

Анализ диагностических заданий, наблюдение, беседы, экспертная оценка, самооценка, самоанализ

Развитость коммуникативно-творческих способностей

Степень освоения и адаптации новых рациональных приёмов деятельности и творческого опыта других; умения обмениваться опытом творческой деятельности; сочетание индивидуальной и коллективной творческой деятельности; организации творческого общения в процессе творческой деятельности

Наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование. Экспертаная оценка, самооценка

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Методика разработки и внедрения системы рейтингового контроля умений и знаний студентов агролицея №59
Введение компьютерных технологий обучения привлекли педагогов к поискам объективных измерителей оценки уровня усвоения знаний умений и навыков. В качестве педагогических новаций предлагаются тесты как инструмент проверки соответствия требований к подготовке выпускников заданным стандартам знаний и ...

Нравственное воспитание дошкольников
адаптация дошкольник воспитание нравственный Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Нравственные чувства наряду с эстетическими и интеллектуальными относятся к группе высших чувств. Чувства дет ...

Теория и практика политехнического образования школьников
С 1957-1958гг. в 50 школах РСФСР был начат опыт соединения обучения в старших классах с производительным трудом на основе включения школьников в планомерную и систематическую работу на предприятии. Половина учебного времени была отведена на производство. Труд учащегося оплачивался в половинном разм ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru