Опытно-экспериментальная деятельность по развитию художественно-творческих способностей старшеклассников в процессе обучения истории

Современное образование » Опытно-экспериментальная деятельность по развитию художественно-творческих способностей старшеклассников в процессе обучения истории

Современная школа может и должна способствовать процессу обновления общества.

В основу реформирования образования положены приоритеты гуманизации и гуманитаризации. В центре системы образования – человек, стремление к целостной картине мира, культуры, к формированию системного мышления.

Гуманизация образования сегодня – одно из главных средств восполнения духовного вакуума, один из основных источников формирования социальной идеологии. Поэтому особенно важно в этих условиях развивать художественно-творческие способности. Проблема художественно-творческого воспитания не является новой для отечественной и зарубежной педагогической науки и практики.

В первой половине 60-х годов возникает необходимость объяснения закономерностей художественной деятельности человека.

В 1974 году выходит книга М.С. Кагана «Человеческая деятельность», в которой автор обратил внимание на то, что художественная деятельность человека не есть удвоение какой-либо другой деятельности, что цель искусства – это передача из поколения в поколение того, чего человек не получает от рождения в генотипе.

В 70-е годы появляются статьи А.С. Арсеньева, в которых обсуждаются проблемы науки и нравственности, гуманитарных и естественнонаучных знаний. Наука видит мир, как систему отношений вещей, как чистый объект без субъекта. Её цель – устранить из результата познания все субъективное. Научно-теоретическое отношение к миру односторонне и не полно. Оно рассматривает мир как мир вещей. Следовательно, освоение учеником преподаваемого предмета выступает как овладение знаниями, умениями, навыками, независимо от индивидуальности ученика.

В конце 70-х годов Академия Педагогических наук активно занимается изучением межпредметных связей в преподавании искусства в школе. Появляется целый ряд исследований по этой проблеме. В них отмечается, что к семилетнему возрасту у детей достаточно развита внутренняя психологическая, активность, способность к живому обмену чувствами и выражению собственного видения мира. Таким образом, кажется, есть все основания ожидать, что в школьном возрасте художественная деятельность ребенка начнет развиваться особенно бурно. Но на самом деле зачастую происходит обратное. Как показывает практика, к 10–13 годам творческий потенциал школьников резко падает, снижается острота восприятия произведений искусства.

В начале 80-х годов известные ученые и преподаватели высшей школы пытаются дать систематизированный свод знаний учителю о проблемах эстетической культуры и эстетического воспитания. Была поставлена задача эстетического воспитания школьников через все учебные предметы, через единство учебной и внеучебной деятельности.

Вопросы решаются не только на теоретическом уровне но наука все больше связывает свою деятельность с практикой работы школы. Появляются конкретные программы, методические рекомендации по преподаванию предметов художественно-эстетического цикла.

На рубеже 80-х – начала 90-х годов научная мысль пытается философски осмыслить феномен художественно-творческого воспитания человека в зеркале культуры и образования, роль художественной культуры в деле гуманизации образования. Так члены секции «Проблемы формирования человека» Московского отделения Философского общества России подготовили сборник научных трудов «Человек в зеркале культуры и образования» (М., 1989). Привлекает внимание статья А.Г. Спиркина. Он отмечает, что разделение философской науки на несколько дисциплин не способствует взаимосвязи теоретических исследований человека, культуры с исследованиями процессов художественного творчества. И.А. Бирич дает попытку показать уникальную роль искусства в становлении и развитии человека с новым уровнем сознания.

Педагогическим технологиям и конкретным методикам художественного образования и эстетического воспитания посвящен сборник научных трудов «Искусство в школе» (М., 1990). Так Г.Н. Кудина обращает внимание на эстетическое прочтение художественного текста: прочтение его как содержательной, выразительной формы; заочный диалог с автором; понимание его точки зрения; собеседование с ним. Гуманитарная мысль – это всегда диалог. Только в процессе диалога возможно постижение субъективного мира.

М.М. Бахтин в конце 30-х – нач. 40-х годов писал: «Точные науки – это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней. Здесь только один субъект – познающий (созерцающий) и говорящий (высказывающийся). Ему противостоит только безгласная вещь. Но субъект, как таковой, не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным, следовательно, познание его может быть только диалогическим».

Один из последних сборников научно – методических статей вышел под редакцией Л.В. Богомоловой.


Читайте также:

Методика проведения формирующего эксперимента
В ходе констатирующего эксперимента были зафиксированы данные, которые стали исходными для нашего формирующего эксперимента. Главная цель на этом этапе - проверка эффективности применения дидактических игр для развития интеллектуальных способностей дошкольников. При поиске оптимальных методов и сре ...

Средства педагогического общения
Еще одной важной характеристикой общения являются средства общения, которые можно представить как способы передачи информации и выражения отношений между партнерами в процессе их взаимодействия (А.А. Лобанов).М.И. Лисина считает, что средства общения это "… те операции, с помощью которых кажды ...

Методические основы обучения лексическому аспекту иностранного языка
Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет ее важное место на каждом уроке иностранного языка, и формирование лексических навыков постоянно находятся в поле зрения учителя. Что такое лексика? Лекси ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru