Рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий на уроке биологии

Современное образование » Формирование здорового образа жизни у школьника на материале курса "Человек и его здоровье" » Рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий на уроке биологии

Страница 1

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одного из самых актуальных образовательных подходов, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Цель школы: создание такой среды обучающей, воспитывающей, развивающей, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности.

В этом и состоит суть педагогической заботы о здоровье ребенка.

В.А.Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».[14]

В этой связи целесообразно определить с помощью психолога природный интеллектуальный потенциал ученика. Это означает, что каждый ребенок – индивидуальность, личность, сочетающая в себе определенные характеристики, которые помогают ему в его образовательном процессе. Ведь сюда входит и воспитание, и развитие и обучение.

Поэтому считаем, что учителю важно знать, кто перед ним на уроке:

· сенсорик или интуатив;

· экстраверт или интроверт;

· левополушарный или правополушарный тип;

· сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик;

· каков уровень его познавательной потребности (УПП);

· какая степень мотивации к обучению вашему предмету.

Это можно сделать с помощью тестов. При этом ребенку самому интересно знать про себя все. А вот когда у учителя будут такая информация о каждом его ученике, тогда он сможет подобрать, спланировать для него индивидуальный стиль образовательной деятельности.

Направления использования здоровьесберегающих технологий:

· Правильная организация познавательных процессов: грамотное расписание, оптимизация учебной нагрузки, активный отдых и т. д.

· Обеспечение оптимальных гигиенических условий: чистота, уровень шума, контроль за освещенностью, температурой, влажностью воздуха в классе.

· Индивидуализация образовательных технологий: в частности обращение к личностно-ориентированному обучению.

Поэтому преподавателю на своих уроках необходимо отслеживать здоровьесохраняющие компоненты учебного процесса: педагогические (организация мотивационной основы занятий, педагогически рациональная форма проведения уроков, активные методы обучения), физиологические (соблюдение санитарно-гигиенических норм, физиологически грамотное построение занятий), психологические (благоприятный эмоциональный фон занятий, создание ситуации успеха).

Главный упор, который педагог должен делать на уроках – это рациональная организация урока, использование активных методов и активных форм обучения.

Например, если в течение урока используется один вид деятельности или 30-35 минут занимает фронтальная работа, то это приведет к не восприятию материала. [Таб. 1]

Таблица 1 Гигиенические критерии рациональной организации урока по Н. К. Смирнову

Факторы урока

Гигиенически рациональный урок

Плотность урока

Не менее 60% и не более 80%

Число видов учебной деятельности

4-7

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 минут

Частота чередования различных видов деятельности

Смена не позже чем через 7-10 минут

Наличие эмоциональных разрядок

2-3

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

Физкультминутки

Две за урок (из трех упражнений по 3-5 повторений).

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Момент наступления утомления учащихся

Не ранее чем через 40 минут

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Разработка уроков по теме "Неполные квадратные уравнения"
Урок - лекция по теме "Неполные квадратные уравнения" Тип урока: изучение новой темы. Цели урока: ввести понятие квадратного и неполного квадратного уравнения; показать решения неполных квадратных уравнений; формировать умение решать неполные квадратные уравнения; развивать математическую ...

Внеклассное мероприятие
Устный журнал "Зимушка-зима" Оборудование: рисунки на тему о зиме; плакат-журнал "Зимушка-зима" с кроссвордом; плакаты с пословицами. 1-ая страница Отгадайте загадку : Кто поляны белит белым И на стенах пишет мелом, Шьет пуховые перины, Разукрасил все витрины? (Зима) -О каком ме ...

Содержание современного образования
Учитель никогда не критикует, не сравнивает, не призывает. Он показывает, объясняет, дает пример. Критика порождает сомнение в своих творческих силах, а установки приучают к исполнительности и рутине. Г. Воробьев "Под парадигмой я понимаю признанные всеми научные достижения которые в течение о ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru