Вторая ступень школьного образования — основная школа — направлена на усвоение учащимися знаний о природе, обществе, человеке. У них развиваются умения и навыки в разнообразных видах предметно-практической, познавательной и духовной деятельности. Учащиеся осваивают общие способы теоретического мышления, овладевают методами научного познания, механизмами самоорганизации личности; происходит интенсивное социальное развитие и самоопределение личности, формируются профессиональные намерения (Хуторской, 2001, с. 179).
Психология как отдельный учебный предмет редко изучается в этот период (но чаще, чем в начальной школе). В то же время психологические знания и умения порой используются для самопознания и саморазвития, учащихся в рамках других предметов, а также во внеклассных мероприятиях психологического характера.
Главным в изучении психологии младшими школьниками и учащимися основной школы является первоначальное знакомство с элементарными психологическими понятиями и закономерностями в целях их использования для целенаправленного интеллектуального и личностного развития детей.
Перечислим основные цели изучения психологии младшими школьниками и учащимися основной школы:
1) первоначальное знакомство, с миром психических явлений для формирования мировоззрения учащихся;
2) знакомство с психологией как средством познания других людей;
3) знакомство с познавательными процессами в целях познания и развития себя как субъекта познавательной деятельности;
4) знакомство с эмоциональными, волевыми явлениями и индивидуальными особенностями личности человека в целях понимания других людей, самопознания и саморазвития;
5) знакомство с психологией общения, методами речевого и неречевого общения;
профессиональная ориентация.
Психологические знания выступают как средства психологического сопровождения умственного, эмоционального, коммуникативного и личностного развития детей и подростков.
При общности целей имеет место и определенная специфика процесса обучения психологии младших школьников и подростков. В связи с особенностями психического развития для младших школьников наиболее актуальным оказывается изучение познавательных процессов и эмоциональных явлений. Для подростков большую актуальность приобретает изучение психологии абстрактного мышления, психологии воли, общения и личности, а также психологических аспектов профориентации
Читайте также:
Опытно-экспериментальная работа по формированию этнокультуры дошкольников
средствами дидактической игры
Экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ № 6 «Аленький цветочек» г. Йошкар-Олы. Детский сад работает по программе «Детство». В детском саду 6 групп (2 ясельные: 1-я ясельная от 1,5 до 2,5 лет,2-я ясельная от 2,5 до 3 лет; одна младшая от 3 до 4 лет; одна средняя от 4 до 5 лет; две старшие ...
История социальной работы со слабослышащими детьми в
России
Задачи: Изучить особенности возникновения социальной помощи слабослышащим детям. Определить роль развития специального обучения слабослышащих детей в развитии системы социальной помощи данной категории нуждающихся. Кратко охарактеризовать особенности специализированных учреждений для слабослышащих ...
Урок иностранного языка. Сущность
урока, виды уроков
Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя /Сухомлинский В.А. / Урок - основное звено процесса обучения, на котором осуществляется решение конкретных практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач, обеспечивающих достижение конечных целей. Особенность урока ИЯ зак ...