Методы обучения психологии

Страница 7

Методы проблемного обучения основное внимание уделяют мотивам и способам мыслительной деятельности учащегося, а также процедурам его включения в проблемную ситуацию.

Методы интерактивного обучения управляют процессом усвоения знаний посредством организации человеческих взаимодействий и отношений. Обучение рассматривается как процесс социальный, коллективный.

В каждом из этих методов используется свой инструментарий:

♦ в программированном обучении — дозированный шаг программы, алгоритм:

♦ в проблемном обучении — проблемная ситуация, типы проблемных ситуаций, эвристические программы;

♦ в интерактивном обучении — коллективные дискуссии, учебно-ролевые игры, сценарии и партитуры диалогов между участниками группы по совместному решению

Закрепление изученного материала на занятиях по психологии может достигаться путем повторения или выполнения практических заданий с использованием изученного материала. Для повторения может использоваться узнавание, когда сам преподаватель несколько раз повторяет какую-либо мысль, тезис, определение. Эффективность такого повторения, как правило, невелика, поскольку учащиеся остаются пассивными. Лучшим способом повторения являются различные виды воспроизведения: простое воспроизведение, резюмирующее повторение, систематизирующее повторение. Причем для развития мышления и умения понимать смысл информации, содержащейся в рассказе преподавателя или в тексте книги, большее значение имеют последние два вида повторения. Резюмирующее повторение предполагает краткое изложение основных тезисов (мыслей) услышанного или прочитанного учебного материала. Оно позволяет научиться отделять главное от второстепенного и обобщать изученный материал. Систематизирующее повторение нацелено на объединение в определенную систему изученной ранее разрозненной информации. Оно дает возможность развития мыслительной операции синтеза. Хорошим способом систематизирующего закрепления может стать составление таблиц и схем. Следует помнить о правильном распределении повторения во времени.

Опрос учащихся на уроке может служить как целям контроля усвоения знаний, так и целям закрепления знаний. Обычной для школы формой опроса является развернутый устный ответ, когда один ученик отвечает у доски, а остальные слушают. В этом случае ставятся вопросы, требующие изложения довольно большого объема учебного материала. Другой тип опроса — фронтальный устный или письменный опрос группы учащихся. В таком случае ставятся более конкретные вопросы, требующие относительно краткого ответа.

Помимо репродуктивного закрепления изученного материала полезно использовать и творческое его закрепление. Для этого могут быть предложены практические задания различного типа, например психологический анализ произведений художественной литературы, решение психологических задач. Большую популярность в последние годы получило закрепление психологических знаний через опыт переживания, действия и самоанализа (см. Климов, 1997). Особую увлекательность имеют игровые методы усвоения и закрепления психологических умений, в частности интеллектуальные и ролевые игры. Все шире используется учебная работа учащихся и студентов в малых группах.

Выбор преподавателем тех или иных методов обучения зависит от многих факторов, в частности от:

1) целей образовательной программы;

2) особенностей содержания учебного материала;

3) времени, отведенного на изучение данного учебного материала;

4) уровня подготовленности студентов и учащихся;

5) материальной оснащенности учебного процесса.

В задачу данной темы входит демонстрация учащимся возможностей самовоспитания. Учащиеся младшего подросткового возраста начинают задумываться над тем, как повлиять на свои физические и личностные данные, чтобы изменить их в лучшую сторону.

Иногда учащимся достаточно просто осознать, что необходимо в себе воспитывать те или иные качества, но как это сделать - они не знают.

В старшем подростковом возрасте учащиеся часто страдают от того, что их усилия по самовоспитанию остаются неоцененными.

Занятия направлены на то, чтобы поддержать учащихся, создать у них ситуацию успеха, поддержать их в процессе самовоспитания.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Читайте также:

Опыт использования компьютерный технологий для обучения информатике незрячих детей
Современные информационные образовательные технологии могут быть использованы для предоставления образовательных услуг людям с ограниченными возможностями, например, незрячим и слабовидящим. Следует отметить, что компьютерные технологии в данном случае рассматриваются не только и не столько как пре ...

Психолого-педагогический аспект изобразительной деятельности детей раннего возраста в теоретической трактовке
Когда у ребенка возникают его первые рисунки, при каких обстоятельствах, почему он начинает рисовать, лепить? Ответы на эти вопросы мы находим у целого ряда исследователей. Наблюдения за первыми попытками ребенка рисовать, лепить, сделанные в разное время зарубежными авторами (В. Штерн, О. Шинн, X. ...

Психолого-педагогические основы работы с младшими школьниками
Деятельность учителя начальной школы весьма специфична. Педагог работает и как учитель, и как классный руководитель. От его работы во многом зависит, насколько успешно будет протекать жизнедеятельность ребенка в школе. Здесь особенно важно знание возрастных особенностей детей: из-за пренебрежения и ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru