♦ использование неречевых средств (мимики, жестикуляции, интонирования речи, позы, пантомимики преподавателя);
♦ своевременное получение обратной связи от студентов о понимании учебного материала (с помощью речевых реплик, вопросов, мимики студентов);
♦ активизация восприятия и понимания студентов.
Письменная речь лишена этих преимуществ. С другой стороны, устная речь менее эффективна с точки зрения скорости передачи информации. Поэтому студент быстрее может прочитать соответствующий раздел учебника, нежели прослушать его в пересказе преподавателя. В связи с этим информационная функция лекций в настоящее время теряет свое значение. Поэтому для преподавателя нецелесообразно делать на ней основной акцент.
Письменные методы обучения характеризуются большей скоростью передачи информации. Поэтому учебные материалы, имеющие информационное значение, следует давать студентам в виде печатных текстов (книг, учебников и учебных пособий, раздаточных материалов). Для того чтобы работа студентов и учащихся с печатными материалами была более эффективной, можно использовать ряд специальных приемов. Основными из них являются следующие:
♦ конспектирование — краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного;
♦ составление плана текста (простого или сложного); составление тезисов — краткое изложение основных идей прочитанного текста:
♦ цитирование — написание дословных выдержек из текста;
♦ аннотирование — краткое, свернутое изложение основного смысла прочитанного;
♦ рецензирование — написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному материалу;
♦ составление формально-логической модели — словесно-схематического изображения прочитанного материала;
♦ составление тематического тезауруса — упорядоченного комплекса базовых понятий по теме;
♦ составление матрицы идей — сравнительная характеристика однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.
Словесные методы обучения разделяются также на монологические и диалогические.
Монологический метод обычно используется на лекции. Восприятие студентами монолога преподавателя вызывает у них определенные трудности, особенно в том случае, если он буквально воспроизводит письменный текст учебного пособия. Устная монологическая речь по своему построению отличается от письменной. Преподаватель должен учитывать эти различия.
Простое воспроизведение текста книги (или статьи) на слух воспринимается с трудом за счет длинных предложений и сложных оборотов речи.
Поэтому в процессе подготовки лекции необходима следующая переработка исходного текста книги:
1) сокращение длины предложений за счет опускания несущественных слов и фрагментов;
2) разделение сложных предложений на простые;
3) перестройка сложноподчиненных предложений таким образом, чтобы их структура стала простой и ясной и включала одно, максимум два придаточных предложения;
4) формулировка вопросов, которые будут заданы учащимся для стимуляции их мотивационной и познавательной активности;
5) замена терминов, которые могут вызвать трудности при понимании мысли преподавателя, на более простые слова, без потери научности.
Эти рекомендации имеют особое значение при формулировке определений понятий, которые зачастую отличаются слишком сложными синтаксическими конструкциями. Целесообразнее давать определение понятия как перечень его характерных признаков.
Психологические особенности речи преподавателя имеют большое значение для повышения эффективности лекционного занятия. При этом рекомендуется использовать следующие средства речевого воздействия:
1) связывание нового материала с прошлыми знаниями и опытом учащихся;
2) вопросно-ответная форма изложения мысли, вводимая в монолог;
3) использование синтаксиса устной речи (преобладание простых предложений над сложными, четкая структура сложных предложений);
4) персонификация при изложении учебного материала (высказывание личного отношения к материалу, иллюстрации из личного опыта);
5) образность, иллюстративность речи;
Читайте также:
Нормативно-правовая база управления муниципальным общеобразовательным
учреждением
образовательный школа кадровый трудовой К нормативно-правовым документам, регламентирующим деятельность муниципального общеобразовательного учреждения, относятся [15, с. 133]: 1.Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». 2.Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». 3.Гражд ...
История развития системы дополнительного образования детей и подростков
в России
Как социально - педагогическое явление учреждения дополнительного образования имеют историю, уходящую своими корнями в конец Х1Х - начало ХХ веков. За годы их формирования, становления и стабильной практической деятельности определилось их место в общем образовательно-воспитательном процессе, специ ...
Анализ школьных учебников по геометрии федерального комплекта
При подготовке факультативного курса "параметры в геометрии" я просмотрела три учебника: Геометрия 7-9 Атанасяна Л.С. и д.р. Геометрия 7-11 Погорелова А.В. Геометрия 7-9 Шарыгин И.Ф. Ни один из этих учебников не содержит вводной теоретической информации о параметре в геометрии, то есть, н ...