«Игра как средство психического развития ребенка»

Страница 1

Особая роль в развитии детей принадлежит игре. Организуя игру в дошкольном учреждении, современный педагог учитывает специфику её формирования и общие закономерности развития детей. Советские психологи (Л.С. Выгодский, А. И. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.) утверждают, что развитие ребенка происходит только в том случае, если он сам активно включается в разные виды деятельности (предметную, игровую, учебную, трудовую). Каждому Возрастному периоду соответствует наиболее доступный и важный для воспитания и психического развития вид деятельности.

При переходе от младенчества к раннему, а от него и к дошкольному возрасту происходит смена ведущих видов деятельности. За этот небольшой период жизни дети овладевают элементарными формами общения, начинают ориентироваться в мире окружающих их вещей, осваивают основные способы действий с разнообразными предметами быта, игрушками, т.е. овладевают предметным видом деятельности. Именно в этот период времени ребенок приобретает главные человеческие качества: овладевает ходьбой, основами разговорной речи и предметных действий, у него начинает формироваться определенное отношение к окружающему миру. Только ребенок, умеющий общаться с взрослыми и познающий активно наиболее значимые особенности предметов, способен перейти к игре. Но игра не механически сменяет предметную деятельность: она постепенно формируется взрослыми по мере обогащения жизненного опыта детей.

По мере становления личности ребенка происходит развитие игры.

Игра, как деятельность появляется на первом году жизни. Новорожденный ребенок – существо не самостоятельное и процесс приспособления является длительным. Основой приспособления является развитие анализаторов, для чего взрослые должны создавать условия:

-общение с взрослыми

- возрастной подбор игрушек.

Ребенок наталкивается на игрушку, и происходит акт хватания. Он осматривает её, ощупывает, удерживает, похлопывает по ней, грызет, перекладывает из руки в руку – манипулирует предметом. Манипуляция развивается с помощью взрослых – он должен взять предмет и показать действие с ним. У детей эти действия однообразны. На первом году жизни ребенок действует с предметами по заказу взрослого (например: качает куклу). Он отражает действия с предметами, увиденными им в жизни (например: «ставит» градусник кукле). Ребенок воспроизводит действия окружающих его людей (берет ложку и ест). Таким образом, игра развивается по трем этапам.

1 этап - ребенок передает схему действия реальных предметов.

2 этап – берет на себя роль взрослого, но не освобождается от своей личности. Игра формируется на основе предметных действий. Главное в игре не роли, а игровые действия.

В возрасте от двух до трех лет ребенок часто действует в игре, как взрослый, отказываясь подражать работе взрослого. Ребенку важен не результат, а само действие. Он заменяет предмет другим. Самостоятельно найти сюжет не может. Взрослый должен показать разнообразные действия с одним предметом. Учит играть, наблюдать жизнь и труд, общению с взрослым. Жизнь взрослых ребенок начинает воссоздавать в игре, и появляется ролевая игра.

В возрасте с трех лет до пяти ролевая игра переходит в сюжетную игру, появляется несколько действий. Сюжет игр прост (чаще отражение быта). Толчком к игре является игрушка. Игра начинается с выбора ролей. Дети начинают отражать наблюдаемое – развивается сюжетно-ролевая игра.

В возрасте от пяти до семи лет тематика игр становится шире. Дети начинают игру с выбора темы. Роли выбираются и распределяются в соответствии с сюжетом. В роли передают не только действие, но и характер лица, отношения. Игра объединяется, планируется. Игра дошкольника – это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка, отличающаяся активным творческим характером, высокой эмоциональной насыщенностью.

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» дана классификация игр (основа которой была заложена П.Ф. Лесгафтом):

Игры

Творческие с правилами

1. сюжетно-ролевые 1. подвижные

2 строительно-конструктивные 2. музыкальные

3. театрализованные 3. дидактические

Различают также игры развлечения и игры - забавы.

Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражая в них свои впечатления, понимание окружающего и отношение к нему.

Сюжетно-ролевая игра – это воссоздание действительности жизни и деятельности взрослых и сверстников.

Вопросами ролевой творческой игры занимались Л. С. Выготский, С.Л. Рубенштейн, Л. И. Леонтьев, Ф. И. Фрадкина, А. П. Усова, Д. Б. Элькони, Т. Е. Конникова, Д. В. Меджерицкая, Р.М. Римбург, Р. И. Жуковская, А. В. Черсов, Т.А. Маркова, И. Я. Михайленко, Р. А. Ивашкова и другие.

Строительно – конструктивная игра – игра со строительным материалом на конструктивной основе. Вопросами особенности и значения этих игр занимались З.В. Лиштвц, В.Г.Нечаева.

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Виды мониторинга в образовании. Место квалиметрического мониторинга качества обучения в системе контроля качества образования
В общем случае мониторинг в образовании можно определить как систему постоянного сбора данных, их обработки, анализа и интерпретации с целью обеспечения общества и системы образования достоверной, достаточно полной, дифференцированной по уровням использования и значимой информацией о соответствии п ...

Формирование экологического воспитания
Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь. Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе. Действительно - это составная часть такого воспитания, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. В формировании миро ...

Требования к оборудованию группы и специальные комнаты для математического развития
В группе необходимо создать соответствующую пространственную среду для развития математических способностей у детей. Здесь используются материалы и пособия, которые позволяют организовать разнообразную практическую деятельность детей: пересчитать, соотнести, сгруппировать, упорядочить. С этой целью ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru