Средства педагогического общения

Страница 2

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью - от момента рождения до 2 - 3 лет. Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности развития. По осанке ученика (сгорбленной или распрямленной), по его походке (шаркает ногами или чеканит шаг), по выражению его лица (хмурому или сияющему в улыбке) учитель может довольно легко понять состояние школьника и выбрать нужную для данной ситуации тактику своего взаимодействия с ним. Средствами педагогического общения выступают различные воздействия со стороны учителя, определяющие характер его отношений со школьниками.

Педагогическое воздействие оказывает короткий, порой еле уловимый миг общения учителя-воспитателя со своими учениками и воспитанниками, а также даже краткий момент взаимодействия школьника с окружающим миром. Учитель громко хлопнул дверью при входе в класс, сделал паузу и строго оглядел каждого ученика, сделал замечание школьнику, опоздавшему на урок, предложил учащимся открыть тетради и записать тему урока - вот далеко не полный перечень возможных педагогических воздействий только в период организационного момента урока. Назначение педагогического воздействия не в подавлении излишней резвости ученика ("чтобы слушался учителя"), а в организации взаимодействия школьника с миром и переводе его на позицию субъекта, отдающего себе отчет в собственной жизни.

Педагогическое воздействие, как правило, соответствует целям и задачам, на которые ориентирован учитель. Если целью педагога является установление демократических отношений со своими учениками, то его воздействия не должны носить авторитарного характера, не должны оскорблять достоинства учащихся.

Педагогическое воздействие должно способствовать тому, чтобы, во-первых, инициировать активность ученика, поскольку только активная личность способна познать окружающий мир и развить свои задатки; во-вторых, помочь ученику овладеть способами организации деятельности и взаимодействия с миром, так как ученик не всегда знает, как решать учебные и тем более жизненные задачи; в-третьих, содействовать осмыслению "Я" ученика в его связях с окружающим миром, предоставить ему возможность самостоятельно принимать решения и самому нести за них ответственность.

В этом заключаются основные функции педагогического воз-Действия, которые, в свою очередь, реализуются через соответствующие операции и умения педагога. Если количество функций довольно ограничено, то число операций практически бесконечно в силу многообразия операционного оснащения педагога: особенностей его речи, жестов, мимики, телодвижений, действий и других проявлений. Это способствует расширению диапазона общения педагога с воспитанниками и созданию дополнительных возможностей для приобщения школьников к культурным ценностям общества.

Рассмотрим некоторые операции.

"Я-сообщение" представляет собой оглашение педагогом своего состояния, самочувствия, мыслей и чувств по поводу того или иного события или явления, свидетелем или участником которого он является. Например: "Я всегда радуюсь, когда встречаю современного рыцаря", - говорит педагог ученику, проявившему рыцарское отношение к даме.

"Я-сообщение" - это такое оценочное суждение педагога, при котором педагогическая оценка превращается из открытой формы в скрытую. Она не предписывает школьникам, как они должны поступить, но корректирует их отношение и поведение, предоставляя свободу выбора. В "Я-сообщении" педагог использует такие речевые формулы, как "Я всегда . ! ", "Мне всегда . ! ", "Меня всегда . ! ".

К "Я-сообщению" можно прибегать как для одобрения, так и для порицания тех или иных действий школьника. "Мне всегда приятно видеть людей, одетых нарядно и со вкусом", - говорит классный руководитель своим ученикам, нарядно одетым для поездки в театр. "Мне всегда становится больно, когда я вижу, как обижают слабого", - произносит учитель, ограждая первоклассника от напора со стороны подростка.

"Положительное подкрепление" заключается в публичном оглашении реально существующих достоинств партнера.

У каждого школьника всегда можно найти что-то хорошее, позитивное. Это могут быть как внешние данные ученика - высокий рост, крепкое телосложение, красивая фигура, так и его интеллектуальные особенности - хорошая память, развитое красноречие, математические способности. Уважения, восхищения могут заслуживать увлечения и достижения школьника: успешное выступление на конкурсе или спортивных соревнованиях, участие в выставке произведений искусства, публикация своих первых стихов. Поэтому, когда учитель говорит о том, что ему приятно было узнать о достижениях ученика, он стимулирует ученика к новым творческим успехам. Положительного подкрепления могут быть удостоены отдельные поведенческие действия ученика: проявление заботы к своему однокласснику, огорчения по поводу неудачного выступления класса в школьной олимпиаде и т.п.

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Средства педагогического общения
Еще одной важной характеристикой общения являются средства общения, которые можно представить как способы передачи информации и выражения отношений между партнерами в процессе их взаимодействия (А.А. Лобанов).М.И. Лисина считает, что средства общения это "… те операции, с помощью которых кажды ...

Работа с родителями педагогически запущенных учащихся
Цель работы: изучение условий жизни и воспитания учащегося в семье, педагогическое и правовое просвещение родителей, координация воспитательных воздействий на подростков, принятие соответствующих мер родителям, уклоняющимся от воспитания своих детей, а также отрицательно влияющих на них. Формы и ме ...

Трудности семейного воспитания единственного ребенка
Можно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок очень скоро становится цен ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru