С введением в стране института социальных педагогов развивается процесс создания медико-психолого-педагогической службы семьи, оснащенной кадрами социальных педагогов «семейного типа».
Социальный педагог, например, – ключевая фигура в микрорайоне, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности для оказания помощи и защиты своим клиентам – детям, подросткам, семьям.
«Социальный педагог, в идеале, должен вводиться из расчета один на 25-30 семей, работающий со всеми семьями независимо от количества и возраста детей, категорий семей, от наличия проблем и других особенностей». Виды и направления деятельности социальных служб по работе с семьей, их подходы, сочетания, кадровое и материальное обеспечение специфичны для каждого микрорайона и имеют ведомственные особенности.
Таким образом, сфера деятельности социального работника многогранна, многофункциональна и востребована обществом.
Поиски путей решения проблем, возникающих в пределах и за пределами учебно-воспитательного процесса, привели к необходимости введения новых должностей для решения задач воспитания, развития и социализации личности. В школе появились такие профессии, как педагог-психолог, педагог дополнительного образования, освобожденный классный воспитатель, социальный педагог. У каждого из них своя квалификационная характеристика, своя роль, свое место в образовательном процессе.
Социальный педагог в школе сейчас не редкость. Он востребован жизнью, так как в школе или другом образовательном учреждении возникает множество проблем в системе «ребенок – семья – общество». Например, умер единственный родитель ученика второго класса, многие учащие нуждаются в льготных проездных билетах, в школе много детей из семей беженцев и мигрантов, из «нуждающихся» семей, школу «присмотрели» распространители наркотиков, образовались группы асоциального поведения среди учащихся и многое другое. Вот почему, например, в наиболее сильных школах создаются собственные социально-психолого-педагогические службы, которые предназначены для решения задач обеспечения нормальной жизни такой сложной системы, как школа.
Можно выделить следующие направления социально-педагогической работы в образовательном учреждении:
Помощь семье в решении проблем, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;
Помощь ребенку в устранении причин, негативного влияния на его успеваемость и посещение учреждения;
Привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций;
Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;
Индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье и тому подобное;
Выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений, организаций;
Помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми, в выявлении проблем в учебно-воспитательной работе и определение мер по их преодолению;
Проектирование, разработка планов и программ по различным направлениям деятельности образовательного учреждения;
Пропаганда и разъяснения прав детей, родителей, педагогов;
Решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной работы за пределами расписания учебных занятий.
Вся деятельность социального работника должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности подопечного, обеспечению охраны жизни и здоровья гражданина, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
Читайте также:
Специалист социальной работы в системе правовых отношений
В настоящее время Россия является государством, пытающимся создать нормативно-правовую базу, практически во всех отраслях, в том числе и социальных. Специалист социальной работы, как и все граждане России, должен обладать знаниями нормативно-правовой базы, так как незнание закона не освобождает от ...
Система лексических упражнений
1. Здесь можно давать различные дефиниции одних и тех же слов. Однако важно помнить о том, что определение и есть исходный контекст употребления слова, его первичное окружение. Так, например, давая дефиниции к слову «стол», можно просто сказать: «Это то, за чем люди сидят во время еды», но можно и ...
Психолого-лингвистические основы проблемы
Речь является особой формой общения людей, которое осуществляется посредством употребления разнообразных языковых средств. Языковые средства - словарный запас, звуковой состав слов, грамматическая система, структура предложений - усваивается с самого раннего детства. Основной задачей речевого разви ...