Рекомендации по анализу учебного предмета и выделению учебных элементов

Современное образование » Система рейтинг-контроля уровня усвоения знаний студентов » Рекомендации по анализу учебного предмета и выделению учебных элементов

Страница 1

Следует учитывать, что важным моментом в описании целей обучения является анализ самих объектов деятельности специалиста, названных нами учебными элементами (УЭ). Именно ими очерчивается и гарантируется область возможной деятельности в структуре учебного предмета или системы учебных предметов.

Под учебными элементами (УЭ), как известно, понимаются существующие вне и независимо от познающего субъекта объективные явления и предметы окружающего мира, познанные человечеством в виде их свойств, связей и отношений и отображенные в виде научных понятий и теорий, а также способы, и методы использования того и другого, т.е. методы конкретной деятельности людей. Из УЭ состоит содержание обучения. Выступая по отношению к друг другу в объективной взаимосвязи, УЭ составляет определенную структуру, которая может быть представлена наглядно в виде графа[2].

В качестве примеров УЭ можно назвать различные явления, процессы, происходящие в машине, на производстве, общественной жизни; УЭ являются различные части машин, технологические инструменты и способы работы и прочее. При этом различные УЭ в совокупности образуют различные сочетания и находятся на определенной градации графа - структуры предмета.

Оказывается, что для каждого вида деятельности, а значит и для каждого учебного предмета можно выделить экспертным путем вполне определенное количество УЭ, в первом приближении характеризующих объем обучения или объем усвоения.

Дуги графа показывают связи, существующие между УЭ, и их взаимозависимости. Числом связей данного УЭ с другими УЭ определяется его значимость для усвоения данного вида деятельности. Принято в графе указывать лишь прямые, иерархические связи между УЭ и не указывать опосредованные связи, т.к. они учитываются структурой графа и имеют значение лишь в разработке последовательности изучения УЭ.

Построив граф учебной дисциплины, легко сосчитать общее число учебных элементов и ввести некоторые характеристики обучения.

Обращаем внимание преподавателя на необходимость точного соответствия содержания основания и содержания УЭ на соответствующей градации графа.

В графе показана обобщенная логическая структура видов и методов деятельности, которыми должен овладеть каждый преподаватель. Эти виды и методы деятельности являются учебными элементами, которые в свою очередь могут быть дифференцированными в зависимости от направленности в подготовке преподавателя. Задача сводится к тому, чтобы раскрыть содержание того опыта, который будет формироваться у учащихся, обучающихся деятельности по преподаваемому предмету.

На примере Агролицея №59 по Дисциплине “Автоматизированные системы обработки экономической информации” по теме “Табличный процессор SC-4” нами разработан граф, отражающий логическое содержание обучения по теме.

К каждому графу учебной дисциплины составляется таблица УЭ в которой приводится полное название каждого УЭ и задается качество его изучения. В этой таблице приводится полное название УЭ и цель его изучения в терминах “Уровень усвоения” и “Ступень абстракции”. В колонках “Исходный уровень усвоения” и “Исходная ступень абстракции” устанавливается межпредметные связи путем указания предварительной подготовки учащихся.

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Урок иностранного языка. Сущность урока, виды уроков
Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя /Сухомлинский В.А. / Урок - основное звено процесса обучения, на котором осуществляется решение конкретных практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач, обеспечивающих достижение конечных целей. Особенность урока ИЯ зак ...

Организация деятельности учащихся старших классов на уроке - лекции
Специфика школьной лекции состоит в том, что деятельность учителя здесь неотделима от деятельности учащихся: читая лек­цию, необходимо одновременно руководить работой слушателей. Готовясь к уроку, важно думать не только о том, что и как рас­сказать в лекции, но и о том, что на уроке будут делать уч ...

Педагогические идеи В.А. Сухомлинского
“Глубоко уважая науку и ученых, я всегда считал себя только практиком, народным учителем”, - писал В. А. Сухомлинский. Эту мысль он сформулировал за несколько лет до смерти, когда уже пользовался репутацией одного из ведущих деятелей советской педагогики. "Многолетний опыт дает мне право утвер ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru