Следует учитывать, что важным моментом в описании целей обучения является анализ самих объектов деятельности специалиста, названных нами учебными элементами (УЭ). Именно ими очерчивается и гарантируется область возможной деятельности в структуре учебного предмета или системы учебных предметов.
Под учебными элементами (УЭ), как известно, понимаются существующие вне и независимо от познающего субъекта объективные явления и предметы окружающего мира, познанные человечеством в виде их свойств, связей и отношений и отображенные в виде научных понятий и теорий, а также способы, и методы использования того и другого, т.е. методы конкретной деятельности людей. Из УЭ состоит содержание обучения. Выступая по отношению к друг другу в объективной взаимосвязи, УЭ составляет определенную структуру, которая может быть представлена наглядно в виде графа[2].
В качестве примеров УЭ можно назвать различные явления, процессы, происходящие в машине, на производстве, общественной жизни; УЭ являются различные части машин, технологические инструменты и способы работы и прочее. При этом различные УЭ в совокупности образуют различные сочетания и находятся на определенной градации графа - структуры предмета.
Оказывается, что для каждого вида деятельности, а значит и для каждого учебного предмета можно выделить экспертным путем вполне определенное количество УЭ, в первом приближении характеризующих объем обучения или объем усвоения.
Дуги графа показывают связи, существующие между УЭ, и их взаимозависимости. Числом связей данного УЭ с другими УЭ определяется его значимость для усвоения данного вида деятельности. Принято в графе указывать лишь прямые, иерархические связи между УЭ и не указывать опосредованные связи, т.к. они учитываются структурой графа и имеют значение лишь в разработке последовательности изучения УЭ.
Построив граф учебной дисциплины, легко сосчитать общее число учебных элементов и ввести некоторые характеристики обучения.
Обращаем внимание преподавателя на необходимость точного соответствия содержания основания и содержания УЭ на соответствующей градации графа.
В графе показана обобщенная логическая структура видов и методов деятельности, которыми должен овладеть каждый преподаватель. Эти виды и методы деятельности являются учебными элементами, которые в свою очередь могут быть дифференцированными в зависимости от направленности в подготовке преподавателя. Задача сводится к тому, чтобы раскрыть содержание того опыта, который будет формироваться у учащихся, обучающихся деятельности по преподаваемому предмету.
На примере Агролицея №59 по Дисциплине “Автоматизированные системы обработки экономической информации” по теме “Табличный процессор SC-4” нами разработан граф, отражающий логическое содержание обучения по теме.
К каждому графу учебной дисциплины составляется таблица УЭ в которой приводится полное название каждого УЭ и задается качество его изучения. В этой таблице приводится полное название УЭ и цель его изучения в терминах “Уровень усвоения” и “Ступень абстракции”. В колонках “Исходный уровень усвоения” и “Исходная ступень абстракции” устанавливается межпредметные связи путем указания предварительной подготовки учащихся.
Читайте также:
Анализ особенности словаря детей
Экспериментальная работа проводилась в МДОУ № 82 г. Ангарска В исследовании принимало участие 38 детей - две группы: экспериментальная и контрольная. 1. Изучить уровень развития словаря детей третьего года жизни. 2. Разработать методику использования разнообразных приемов работы на занятиях с игруш ...
Сущность принципа толерантности и его значение при
формировании личности
Результаты проведенных многочисленных исследований свидетельствуют о том, что толерантность, к сожалению, не является целевой установкой воспитания подрастающего поколения. Несмотря на то, что не отрицается ее значимость, педагоги не предпринимают целенаправленных действий по формированию толерантн ...
Личность специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
здоровья
Деятельность специалиста, занимающегося социальной реабилитацией, включает в себя две основные характеристики: объективную и субъективную, являющиеся необходимыми предпосылками эффективности его труда. К объективным характеристикам относятся знания и умения, которыми он обладает, а также результаты ...