Возрастные особенности учащихся 8 классов

Страница 5

Ценностно-ориентированный подход к отбору содержания обучения. Ценностно-ориентированный подход, предполагает так отбирать содержание программ технологической подготовки, чтобы сориентировать учащихся на приоритет способа над результатом деятельности; «необходимость комплексного подхода к выбору способов (включая материальные и интеллектуальные средства) своей деятельности из массы альтернативных вариантов и к оценке ее результатов».

Проблемно-ориентированный характер содержания обучения, разработке теоретических основ проблемного обучения посвящены многие работы М. М. Махмутова, И. Я. Лернера, Т. И. Шамовой, Т. А. Калчанова, К. Г. Кязимов, П. Н. Зубенко и др. К. Г. Кязимов считает, что в проблемном обучении доминирует принцип поисковой деятельности. В работах Т. И. Шамовой обоснована модель системы средств активизации в обучении, где проблемный подход в обучении является ведущим средством активизации. Находясь в тесной связи с общедидактическими принципами, отражающими требования закономерностей педагогического процесса, принципы профессионального обучения имеют свои специфические особенности. Они делятся на общепрофессиональные, присущие всем направлениям профильной подготовки, и специальные, относящиеся к конкретным профилям. В связи с этим разработчики концепции технологической подготовки старшеклассников М. Б. Романовская и Н. Н. Шамрай определи трехуровневый подход в представлении структуры и семантического наполнения содержания. Первый уровень углубляет 2-3 раздела той технологической подготовки, которую учащиеся получили в основной школе. Второй уровень носит более профилированный характер, соотнесенный с определенной сферой трудовой деятельности людей. Третий уровень являет собой профессиональную подготовку, содержательно сопоставимую с образованием в системе учебных заведений начального профессионального образования.

К основным принципам профессионального обучения, выделенным Шамрай Н.Н. относятся:

- Принцип соединения обучения с производительным трудом учащихся, связь теории и практики. Для осуществления этого принципа необходим осуществление двухсторонней связи с теории и практики, опережающий характер теоретических знаний и объединение профессиональных знаний и умений в пределах единого предмета и по горизонтали - взаимосвязь специальных знаний и умений

- Принцип профессиональной мобильности предусматривающий подготовленность и способность человека быстро осваивать техническими средствами, технологическими процессами, воспитание потребности постоянно повышать свое образование и квалификацию.

- Принцип модульности профессионального обучения, предусматривающий умение самостоятельно работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.

- Принцип создания окружающей среды. Это создание учебно-материальной базы производственного обучения и дидактических средств обучения, соответствующих техническим, технологическим, эргономическим, экономическим, педагогическим, санитарно-гигиеническим, экологическим требованиям, а также требованиям безопасности труда и охраны здоровья учащихся.

- Принцип экономической целесообразности. Принцип экономической целесообразности определяет необходимость планирования, подготовки в учебных заведениях рабочих и специалистов по профессиям с учетом их востребованности на рынке труда.

Таким образом, критерии отбора и построения содержания для обучения старшеклассников в образовательной области «Технология» как средства социальной защиты учащихся должны строиться с учетом общедидактических принципов, принципов профессиональной подготовки и личностно ориентированном подходе к обучению, социально-экономической целесообразности отдельных направлений содержания, педагогической возможности обеспечения учебного процесса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Педагогика в системе наук о человеке
Общекультурное и смысложизненное (мировоззренческое) самоопределение личности, а для педагога и профессиональное, предполагает ее ориентацию в глубинных пластах той части культуры человечества, которую составляет педагогика. Она имеет длительную историю, неотделимую от истории человечества. Свое на ...

Профессионально-педагогическая культура учителя
Прежде чем определиться в сущности профессионально-педагогической культуры, необходимо актуализировать такие понятия, как «профессиональная культура» и «педагогическая культура». Выделение профессиональной культуры как атрибутивного свойства определенной профессиональной группы людей является резул ...

Анализ и оценка результатов формирования познавательного интереса школьников в учебной и внеучебной деятельности по литературному чтению
На контрольном этапе эксперимента (апрель 2013 г.) было проведено повторное диагностирование в экспериментальном и контрольном классах. Для определения уровня сформированности познавательного интереса были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента. Обработанные результ ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru