Возрастные особенности учащихся 8 классов

Страница 5

Ценностно-ориентированный подход к отбору содержания обучения. Ценностно-ориентированный подход, предполагает так отбирать содержание программ технологической подготовки, чтобы сориентировать учащихся на приоритет способа над результатом деятельности; «необходимость комплексного подхода к выбору способов (включая материальные и интеллектуальные средства) своей деятельности из массы альтернативных вариантов и к оценке ее результатов».

Проблемно-ориентированный характер содержания обучения, разработке теоретических основ проблемного обучения посвящены многие работы М. М. Махмутова, И. Я. Лернера, Т. И. Шамовой, Т. А. Калчанова, К. Г. Кязимов, П. Н. Зубенко и др. К. Г. Кязимов считает, что в проблемном обучении доминирует принцип поисковой деятельности. В работах Т. И. Шамовой обоснована модель системы средств активизации в обучении, где проблемный подход в обучении является ведущим средством активизации. Находясь в тесной связи с общедидактическими принципами, отражающими требования закономерностей педагогического процесса, принципы профессионального обучения имеют свои специфические особенности. Они делятся на общепрофессиональные, присущие всем направлениям профильной подготовки, и специальные, относящиеся к конкретным профилям. В связи с этим разработчики концепции технологической подготовки старшеклассников М. Б. Романовская и Н. Н. Шамрай определи трехуровневый подход в представлении структуры и семантического наполнения содержания. Первый уровень углубляет 2-3 раздела той технологической подготовки, которую учащиеся получили в основной школе. Второй уровень носит более профилированный характер, соотнесенный с определенной сферой трудовой деятельности людей. Третий уровень являет собой профессиональную подготовку, содержательно сопоставимую с образованием в системе учебных заведений начального профессионального образования.

К основным принципам профессионального обучения, выделенным Шамрай Н.Н. относятся:

- Принцип соединения обучения с производительным трудом учащихся, связь теории и практики. Для осуществления этого принципа необходим осуществление двухсторонней связи с теории и практики, опережающий характер теоретических знаний и объединение профессиональных знаний и умений в пределах единого предмета и по горизонтали - взаимосвязь специальных знаний и умений

- Принцип профессиональной мобильности предусматривающий подготовленность и способность человека быстро осваивать техническими средствами, технологическими процессами, воспитание потребности постоянно повышать свое образование и квалификацию.

- Принцип модульности профессионального обучения, предусматривающий умение самостоятельно работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.

- Принцип создания окружающей среды. Это создание учебно-материальной базы производственного обучения и дидактических средств обучения, соответствующих техническим, технологическим, эргономическим, экономическим, педагогическим, санитарно-гигиеническим, экологическим требованиям, а также требованиям безопасности труда и охраны здоровья учащихся.

- Принцип экономической целесообразности. Принцип экономической целесообразности определяет необходимость планирования, подготовки в учебных заведениях рабочих и специалистов по профессиям с учетом их востребованности на рынке труда.

Таким образом, критерии отбора и построения содержания для обучения старшеклассников в образовательной области «Технология» как средства социальной защиты учащихся должны строиться с учетом общедидактических принципов, принципов профессиональной подготовки и личностно ориентированном подходе к обучению, социально-экономической целесообразности отдельных направлений содержания, педагогической возможности обеспечения учебного процесса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

История возникновения деловой игры
Первая деловая игра была разработана и проведена в СССР в 1932 году М.М. Бирштейн. В 1938 году деловые игры в СССР постигла участь ряда научных направлений, они были запрещены. Их второе рождение произошло только в 60-х гг., после того как появились первые деловые игры в США (1956 г., Ч. Абт, К. Гр ...

Общая характеристика иноязычного лексикона
Ядром билилингвальной личности является иноязычный лексикон. Под термином «лексикон» А.А. Залевская понимает сложную систему многоярусных, многократно пересекающихся семантических полей, с помощью которых упорядочивается и хранится в более или менее полной готовности к употреблению в деятельности р ...

Сущность понятия «развивающая среда»
В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский), «окружающая среда» (А. С. Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru