При отборе содержания занятий автор руководствуется общедидактическими принципами и принципами, предложенными В. В. Краевским:
- принцип адекватности содержания уровню НТП;
- принцип соответствия содержания применяемым формам и методам обучения;
- принцип структурного единства содержания обучения на различных уровнях его осуществления.
Из общедидактических принципов вытекают критерии отбора содержания обучающих программ.
Научность. Требование научности означает, что знания, входящие в его содержание, должны создавать в сознании картину мира и побуждать учащихся к активному участию в ее преобразовании. Содержание образования должно раскрывать реальные связи явлений природы, переходя от простого к сосуществования к участию к установлению причинно-следственных явлений, от связей простых, очевидных, к более общим, сложным и глубоким. Учащиеся должны познавать явления в развитии, борьбу нового со старым. Овладевая содержанием образования, учащиеся знакомятся с важнейшими теориями, дающими научное объяснение явлений.
Требование научности определяет необходимость повышения теоретического уровня содержания учебных предметов, утверждает ведущую роль теоретических знаний при формировании умений и навыков.
Превращение науки в непосредственную производительную силу приводит к тому, что общеобразовательные предметы являются не только базой для овладения специальными знаниями. Они становятся важнейшими квалификационными требованиями для рабочих многих современных профессий, использующих эти знания непосредственно в трудовой деятельности.
Соответствие требованиям научно-технического прогресса. Это требование определяет необходимость отражения в учебных программах теоретических сведений по общетехническим дисциплинам, знаний по устройству машин и механизмов; устройству и принципу работы; вопросам их долговечности и надежности, научным основам технологических процессов. Особое значение имеет отражение в программе современных достижений науки и техники, основных направлений совершенствования производства, что достигается расширением профиля подготовки будущих рабочих в расчете на повышение их конкурентоспособности, формирование качеств личности, которые позволят им быстро переориентироваться в постоянно изменяющихся производственных условиях. Достигается это, в частности расширением профиля подготовки будущего рабочего. Так профессия слесаря по ремонту автомашины является профессией широкого профиля, т. к. она интегрирует ряд родственных по характеру видов работ, которые зачастую в производственных условиях выполняются несколькими рабочими узкой специализации. Следует отметить, что профессия широкого профиля - не механическое соединение нескольких узких специальностей. Профессии широкого профиля возникают на основе объективных требований производства на основе научно-технического прогресса.
Политехнизм. При подготовке учащихся к работе на производстве должны быть решены следующие задачи:
- глубокое и всестороннее изучение научных основ производства данной отрасли;
- овладение, как в теории, так и на практике общей технологией этого производства и на ее базе знаниями и умениями выполнять работы на смежных технологических участках или переходить на обслуживание сложного автоматизированного оборудования.
Необходимо помнить, что политехническое образование не сводится к изучению одного какого-либо учебного предмета, а представляет собой систему знаний и умений, основанных на изучении ряда предметов. Так для машиностроительных профессий, к которым относится профессия слесаря по ремонту автомобилей, это знания основ технической механики, допусков, технических измерений, материалов и технологии их обработки и основ электротехники. Описанный нами подход может быть использован при рассмотрении содержания обучения всех других отраслей промышленности.
Читайте также:
Содержание и условия сенсорного воспитания
Содержание сенсорного воспитания должно быть согласованно содержанием детской деятельности. Это значит, что обучение детей восприятию предметов, умению их анализировать, сравнивать должно быть согласованно с последующим процессом изобразительной, конструктивной или другой де4ятельности. В противном ...
Имущество, хозяйственная и финансовая деятельность ДДТ
7.1 Имущество ДДТ составляют основные и оборотные средства, финансовые ресурсы, которые принадлежат ему на праве оперативного управления, закрепленные за ДДТ отделом имущественных отношений Бардымского муниципального района; 7.2 Источниками образования имущества ДДТ являются: • земля, здание ДДТ; • ...
Планирование учебной работы
Планирование - это обязательный компонент работы. В области обучения иностранным языка, цели программы могут быть достигнуты только при регулярной работе по строго намеченному и продуманному плану. Благодаря планированию достигается правильная рациональная организация учебного процесса, становится ...