Сказка как жанр русского фольклора

Страница 1

Сказка входит в нашу жизнь в раннем детстве. Тогда же формируется ее наивное восприятие. Неслучайно немецкий фольклорист К.Ю. Обенауэр замечал: "Дети знают, что такое сказки". В отличие от них, ученые по-прежнему спорят по этому поводу.

Общим местом множества литературоведческих трудов, посвященных сказке (братья Я. и В. Гримм, А.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев, В.Я. Пропп, Я. де Фриз, А. ван Геннеп, И.Г. Науманн и др.), является отнесение их предмета к числу основных эпических жанров фольклора. Однако неоднородность сказок, обширный тематический диапазон, многообразие мотивов и персонажей, в них заключенных, несчетное количество способов разрешения конфликтов делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной.

Отечественные ученые отдают предпочтение определению А.И. Никифорова, который трактует сказку как "жанр устной художественной литературы, имеющий содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающийся специальным композиционно-стилистическим построением" (Никифоров 1925: 768).

Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее многовекового бытия в постоянном сочетании фантазии и правды жизни. Оно обусловлено происхождением сказочного жанра: сказка - это миф, сохранивший особый характер времени и пространства (Большакова 2007: Эл. ист.), но утративший священный характер и строгую достоверность (Мелетинский 2000: 262).

Известно, что "первобытный мир имеет лишь одно содержание - космогонию, неразрывно слитую с эсхатологией. Она, эта космогония, всегда оформляется метафорами, которые на всякие лады передают образ умирающих и в смерти оживающих тотемов, то есть героев, инкарнаций всей природы, всех вещей и всех тварей" (Фрейденберг 2008: 79). И если миф создавался как "история, которая объясняет происхождение обряда и приписывает обряду смысл" (Миркина, Померанц 2006: 6), то сказка слагается сказителем для развлечения слушателей всех возрастов и сословий (Лихачев 2001: 20), прежде всего крестьян во время коллективного труда и досуга (Никифоров). Чаяния простых людей о лучшей жизни, где нет места нужде и голоду, отразились в интернациональных чертах сказки: сюжетообразующем конфликте - противоборстве добра и зла, расстановке сил, осуществляющих эти понятия, и развязку - победу главного героя над тьмой. "В мире сказки торжествует мечта" (Зуева, Кирдан 2002: 135). В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества (Выготский 1997).

Сюжет последователен, однолинеен, развивается вокруг главного героя, победа которого обязательна. Герои сказок - внутренне статичные образы-типы. Сказку не интересует человеческая психология: мир типических переживаний русского человека, во всех его оттенках, талантливо отобразила богатейшая фольклорная лирика. В сказке же перед нами предстают не характеры, а типы, то есть носители какой-то главной идеи, определяющей образ. Они внутренне статичны, и это может подчеркиваться повторяющимся прозвищем, портретом, изображением жилища. Однако внутренняя неизменяемость сказочных образов-типов сочетается с присущим им внешним динамизмом.

Сказочные персонажи делятся на положительных и отрицательных, причем сущность их в ходе повествования обычно не меняется. Выдающийся отечественный фольклорист В.Я. Пропп доказал, что различные сказочные персонажи занимают строго отведенное им место в действии и оказываются структурно эквивалентными, т.е. выполняют в повествовании одну и ту же функцию. Так, Иван-царевич и солдат становятся героями, злые царь и змей - вредят им, звери и покойные родители - помогают, Морозко и Яга - одаривают волшебными предметами. Таким образом, "под функцией понимается поступок действующего лица, определяемый с точки зрения его значимости для хода действия". К числу основных функций следует отнести похищение, нарушение запрета, неузнанное прибытие и трудную задачу. "Для изучения сказки важен вопрос, что делают сказочные персонажи, а вопросы, кто делает и как делает, - это вопросы уже только привходящего изучения" (Пропп 1994: 123-137).

Страницы: 1 2


Читайте также:

Содержание и методика патриотического воспитания старших дошкольников на основе ознакомления с достопримечательностями родного края
Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному краю у него проявляются в чувстве восхищения им. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с городом краем. Успеха в данном вопросе воспитания можно дос ...

Зарождение басни как жанра
Басня – краткий, чаще всего стихотворный, нравоучительный рассказ. Басня – жанр дидактической поэзии, короткая повествовательная форма, сюжетно законченная и подлежащая аллегорическому истолкованию как иллюстрация к известному житейскому или нравственному правилу. Героями басен могут быть не только ...

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов
Главная проблема, с которой сталкивается человек в течение всей своей жизни - это как реализовать себя, как использовать скрытые задатки и способности. Способности и задатки есть у каждого, но реализуются не у всех. Вопрос в том, как пробудить способности к жизни и как помочь им развиться. Поэтому ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru