Сказка как жанр русского фольклора

Страница 1

Сказка входит в нашу жизнь в раннем детстве. Тогда же формируется ее наивное восприятие. Неслучайно немецкий фольклорист К.Ю. Обенауэр замечал: "Дети знают, что такое сказки". В отличие от них, ученые по-прежнему спорят по этому поводу.

Общим местом множества литературоведческих трудов, посвященных сказке (братья Я. и В. Гримм, А.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев, В.Я. Пропп, Я. де Фриз, А. ван Геннеп, И.Г. Науманн и др.), является отнесение их предмета к числу основных эпических жанров фольклора. Однако неоднородность сказок, обширный тематический диапазон, многообразие мотивов и персонажей, в них заключенных, несчетное количество способов разрешения конфликтов делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной.

Отечественные ученые отдают предпочтение определению А.И. Никифорова, который трактует сказку как "жанр устной художественной литературы, имеющий содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающийся специальным композиционно-стилистическим построением" (Никифоров 1925: 768).

Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее многовекового бытия в постоянном сочетании фантазии и правды жизни. Оно обусловлено происхождением сказочного жанра: сказка - это миф, сохранивший особый характер времени и пространства (Большакова 2007: Эл. ист.), но утративший священный характер и строгую достоверность (Мелетинский 2000: 262).

Известно, что "первобытный мир имеет лишь одно содержание - космогонию, неразрывно слитую с эсхатологией. Она, эта космогония, всегда оформляется метафорами, которые на всякие лады передают образ умирающих и в смерти оживающих тотемов, то есть героев, инкарнаций всей природы, всех вещей и всех тварей" (Фрейденберг 2008: 79). И если миф создавался как "история, которая объясняет происхождение обряда и приписывает обряду смысл" (Миркина, Померанц 2006: 6), то сказка слагается сказителем для развлечения слушателей всех возрастов и сословий (Лихачев 2001: 20), прежде всего крестьян во время коллективного труда и досуга (Никифоров). Чаяния простых людей о лучшей жизни, где нет места нужде и голоду, отразились в интернациональных чертах сказки: сюжетообразующем конфликте - противоборстве добра и зла, расстановке сил, осуществляющих эти понятия, и развязку - победу главного героя над тьмой. "В мире сказки торжествует мечта" (Зуева, Кирдан 2002: 135). В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества (Выготский 1997).

Сюжет последователен, однолинеен, развивается вокруг главного героя, победа которого обязательна. Герои сказок - внутренне статичные образы-типы. Сказку не интересует человеческая психология: мир типических переживаний русского человека, во всех его оттенках, талантливо отобразила богатейшая фольклорная лирика. В сказке же перед нами предстают не характеры, а типы, то есть носители какой-то главной идеи, определяющей образ. Они внутренне статичны, и это может подчеркиваться повторяющимся прозвищем, портретом, изображением жилища. Однако внутренняя неизменяемость сказочных образов-типов сочетается с присущим им внешним динамизмом.

Сказочные персонажи делятся на положительных и отрицательных, причем сущность их в ходе повествования обычно не меняется. Выдающийся отечественный фольклорист В.Я. Пропп доказал, что различные сказочные персонажи занимают строго отведенное им место в действии и оказываются структурно эквивалентными, т.е. выполняют в повествовании одну и ту же функцию. Так, Иван-царевич и солдат становятся героями, злые царь и змей - вредят им, звери и покойные родители - помогают, Морозко и Яга - одаривают волшебными предметами. Таким образом, "под функцией понимается поступок действующего лица, определяемый с точки зрения его значимости для хода действия". К числу основных функций следует отнести похищение, нарушение запрета, неузнанное прибытие и трудную задачу. "Для изучения сказки важен вопрос, что делают сказочные персонажи, а вопросы, кто делает и как делает, - это вопросы уже только привходящего изучения" (Пропп 1994: 123-137).

Страницы: 1 2


Читайте также:

Приёмы обучения разговорной диалогической эвенской речи учащихся начальных классов
При обучении эвенскому языку детей особое значения приобретает выбор методических приемов проведение разговорных уроков. Чем разнообразнее интереснее будут приемы, активизирующие изучаемый языковой материал тем легче и лучше овладевают дети эвенским языком. Овладение новым языком представляет собой ...

Индивидуальный подход к учащимся
Мастер-воспитатель всегда имеет дело с конкретной развивающийся личностью, которая обладает рядом свойственных ей индивидуальных особенностей. Этим и объясняется то, что воспитательные меры с учетом применяемых к одному учащемуся, могут не дать ожидаемого эффекта, когда они применяются по отношению ...

Методика проведения формирующего эксперимента
В ходе констатирующего эксперимента были зафиксированы данные, которые стали исходными для нашего формирующего эксперимента. Главная цель на этом этапе - проверка эффективности применения дидактических игр для развития интеллектуальных способностей дошкольников. При поиске оптимальных методов и сре ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru