Волшебная сказка и ее изучение в начальной школе

Современное образование » Волшебная сказка и ее изучение в начальной школе

Сказка - "древнейший жанр устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое, произведение волшебного, авантюрного или бытового характера" (Книгин 2006: Эл. ист.). Присущие ей древность, национальная самобытность, стремление к воплощению идеала человеческого существования, призыв к мудрости, активности и подлинной человечности расширяют кругозор личности, пробуждают ее интерес к жизни и творчеству других народов, воспитывают в ней чувство доверия ко всем обитателям Земли (Соколов 2000). Вот почему "во все времена и у всех народов сказка органично включена в систему воспитания" (Павлютенкова 2003: Эл. ист.).

Большим потенциалом с точки зрения формирования у детей общечеловеческих нравственных ценностей обладает волшебная сказка. Ее герой "молод <…>, полон сил и готов ко взрослой жизни. Но сначала ему приходится пережить нелегкие испытания, соприкоснуться с разнообразными чудесными силами" (Зуева, Кирдан 2002: 147), "выдержать испытание доброты, трудолюбия, отзывчивости, терпеливости, смелости, уважения к старшим" (Там же: 155). Его опасное путешествие в загробный мир - аллегория жизненного пути каждого человека. В иносказательной форме сказка дает "добрым молодцам урок" (А.С. Пушкин): удача - награда достойного (Там же).

Кроме того, как заметил американский психоаналитик Бруно Беттельхейм, волшебные сказки, где потерянные дети всегда находят родителей, зло терпит поражение, а главные герои обретают счастье, не только способствуют взрослению ребенка, но и помогают ему преодолеть свои страхи (Bettelheim 1989; см.: Зубцов 2011: 116). Читая и сочиняя сказки, ребёнок вместе с ее героем отправляется в путь, преодолевает трудности, совершает невозможное, сражается с силами зла за справедливость. Так незаметно формируется фундамент его будущей жизни и важнейшие ориентиры нравственного развития личности. Сказка также помогает ребенку обрести смысл жизни, потеря которого является причиной свойственных многим современным детям тревожности, агрессии, неумения сосредоточиться, поскольку даёт маленькому человеку возможность поверить в собственные силы и обрести уверенность в себе (Эл. ист.).

Наше исследование показывает, что основанный на этом принципе метод сказкотерапии как "системы развития эмоционального интеллекта" (Зинкевич-Евстигнеева 2011: 64) личности может быть с успехом применен в школьной практике, в том числе на уроках "Литературного чтения" в начальной школе.

Таким образом, актуальность предпринятого исследования определяется:

1) необходимостью расширения знаний ребенка о волшебной сказке, полученных в дошкольном возрасте;

2) широкой представленностью волшебной сказки в школьных программах по "Литературному чтению";

3) возможностью доработки методики изучения произведений данного фольклорного жанра в начальной школе за счет включения в учебные программы заданий и методических рекомендаций, разработанных сказкотерапевтами;

4) необходимостью анализа методических работ, созданных на стыке сказкотерапии и литературоведения.

Объектом исследования являются методические работы, объединяющие сказкотерапевтический и литературоведческий подходы к изучению волшебной сказки как жанра русского фольклора.

Предмет исследования - методика изучения жанра "волшебная сказка" в начальной школе.

волшебная сказка сказкотерапия школа

Цель исследования заключается в выявлении особенностей поэтики русских волшебных сказок и разработке методики их изучения в начальной школе.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

проанализировать и систематизировать имеющуюся теоретическую и методическую литературу по данной научной проблеме;

охарактеризовать поэтику волшебных сказок (история их возникновения, основные типы сюжетов и героев, особенности композиции);

сформулировать методические рекомендации по изучению жанра "волшебная сказка" в начальной школе.

Цель и задачи работы определяют комплексную методику исследования, основанную на сочетании историко-теоретического анализа литературоведческой и методической литературы по данному вопросу.

Цели и задачи работы определили ее структуру. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников материала исследования.

Материалом для исследования послужило психолого-педагогическое исследование научного сотрудника РАО "Институт художественного образования" А.В. Криницыной и учителей начальной школы, которые можно оценить как попытку использования приемов сказкотерапии на уроках по "Литературному чтению" в начальной школе.

Во введении обосновываются выбор темы, объекта и предмета исследования, актуальность и научная новизна работы, ее цель и задачи.

Первый раздел дипломной работы - "Сказка как жанр устной народной прозы" - имеет теоретический характер. В нем последовательно рассматриваются вопросы, касающиеся поэтики волшебных сказок: генезис жанра, классификация соответствующих произведений, типы их героев и особенности композиции.

Второй раздел - "Методические подходы к работе над сказкой" - посвящен методике рассмотрения волшебной сказки в рамках начальной школы. В первом параграфе на основе анализа существующих программ по литературному чтению выявляются общие тенденции в построении методики изучения жанра "волшебная сказка" в 1-4 классах, во втором - даются методические рекомендации, качественно дополняющие имеющиеся методики изучения данного жанра в начальной школе.

В заключении подводятся итоги проделанной работы.

Считаем, что практическая значимость исследования заключается в возможности применения его результатов в качестве дидактической основы обучения сказкотерапевтов, филологов и учителей начальной школы, а также в вузовских курсах "Устное народное поэтическое творчество", "Детская литература", "Теория и методика начального литературного образования", "Теория литературы и практика читательской деятельности" и на спецкурсах, посвященных истории русского фольклора и анализу художественного текста.


Читайте также:

Особенности организации деловой игры
Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра: -хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста. -одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы само ...

Дидактические принципы организации самостоятельной работы учащихся
На различных уроках с помощью разнообразных самостоятельных работ учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованы, т.е. представляют систему. Под системой самостоятельных работ понимают, прежд ...

Классификация видов самостоятельной работы учащихся
Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru