Волшебная сказка и ее изучение в начальной школе

Современное образование » Волшебная сказка и ее изучение в начальной школе

Сказка - "древнейший жанр устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое, произведение волшебного, авантюрного или бытового характера" (Книгин 2006: Эл. ист.). Присущие ей древность, национальная самобытность, стремление к воплощению идеала человеческого существования, призыв к мудрости, активности и подлинной человечности расширяют кругозор личности, пробуждают ее интерес к жизни и творчеству других народов, воспитывают в ней чувство доверия ко всем обитателям Земли (Соколов 2000). Вот почему "во все времена и у всех народов сказка органично включена в систему воспитания" (Павлютенкова 2003: Эл. ист.).

Большим потенциалом с точки зрения формирования у детей общечеловеческих нравственных ценностей обладает волшебная сказка. Ее герой "молод <…>, полон сил и готов ко взрослой жизни. Но сначала ему приходится пережить нелегкие испытания, соприкоснуться с разнообразными чудесными силами" (Зуева, Кирдан 2002: 147), "выдержать испытание доброты, трудолюбия, отзывчивости, терпеливости, смелости, уважения к старшим" (Там же: 155). Его опасное путешествие в загробный мир - аллегория жизненного пути каждого человека. В иносказательной форме сказка дает "добрым молодцам урок" (А.С. Пушкин): удача - награда достойного (Там же).

Кроме того, как заметил американский психоаналитик Бруно Беттельхейм, волшебные сказки, где потерянные дети всегда находят родителей, зло терпит поражение, а главные герои обретают счастье, не только способствуют взрослению ребенка, но и помогают ему преодолеть свои страхи (Bettelheim 1989; см.: Зубцов 2011: 116). Читая и сочиняя сказки, ребёнок вместе с ее героем отправляется в путь, преодолевает трудности, совершает невозможное, сражается с силами зла за справедливость. Так незаметно формируется фундамент его будущей жизни и важнейшие ориентиры нравственного развития личности. Сказка также помогает ребенку обрести смысл жизни, потеря которого является причиной свойственных многим современным детям тревожности, агрессии, неумения сосредоточиться, поскольку даёт маленькому человеку возможность поверить в собственные силы и обрести уверенность в себе (Эл. ист.).

Наше исследование показывает, что основанный на этом принципе метод сказкотерапии как "системы развития эмоционального интеллекта" (Зинкевич-Евстигнеева 2011: 64) личности может быть с успехом применен в школьной практике, в том числе на уроках "Литературного чтения" в начальной школе.

Таким образом, актуальность предпринятого исследования определяется:

1) необходимостью расширения знаний ребенка о волшебной сказке, полученных в дошкольном возрасте;

2) широкой представленностью волшебной сказки в школьных программах по "Литературному чтению";

3) возможностью доработки методики изучения произведений данного фольклорного жанра в начальной школе за счет включения в учебные программы заданий и методических рекомендаций, разработанных сказкотерапевтами;

4) необходимостью анализа методических работ, созданных на стыке сказкотерапии и литературоведения.

Объектом исследования являются методические работы, объединяющие сказкотерапевтический и литературоведческий подходы к изучению волшебной сказки как жанра русского фольклора.

Предмет исследования - методика изучения жанра "волшебная сказка" в начальной школе.

волшебная сказка сказкотерапия школа

Цель исследования заключается в выявлении особенностей поэтики русских волшебных сказок и разработке методики их изучения в начальной школе.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

проанализировать и систематизировать имеющуюся теоретическую и методическую литературу по данной научной проблеме;

охарактеризовать поэтику волшебных сказок (история их возникновения, основные типы сюжетов и героев, особенности композиции);

сформулировать методические рекомендации по изучению жанра "волшебная сказка" в начальной школе.

Цель и задачи работы определяют комплексную методику исследования, основанную на сочетании историко-теоретического анализа литературоведческой и методической литературы по данному вопросу.

Цели и задачи работы определили ее структуру. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников материала исследования.

Материалом для исследования послужило психолого-педагогическое исследование научного сотрудника РАО "Институт художественного образования" А.В. Криницыной и учителей начальной школы, которые можно оценить как попытку использования приемов сказкотерапии на уроках по "Литературному чтению" в начальной школе.

Во введении обосновываются выбор темы, объекта и предмета исследования, актуальность и научная новизна работы, ее цель и задачи.

Первый раздел дипломной работы - "Сказка как жанр устной народной прозы" - имеет теоретический характер. В нем последовательно рассматриваются вопросы, касающиеся поэтики волшебных сказок: генезис жанра, классификация соответствующих произведений, типы их героев и особенности композиции.

Второй раздел - "Методические подходы к работе над сказкой" - посвящен методике рассмотрения волшебной сказки в рамках начальной школы. В первом параграфе на основе анализа существующих программ по литературному чтению выявляются общие тенденции в построении методики изучения жанра "волшебная сказка" в 1-4 классах, во втором - даются методические рекомендации, качественно дополняющие имеющиеся методики изучения данного жанра в начальной школе.

В заключении подводятся итоги проделанной работы.

Считаем, что практическая значимость исследования заключается в возможности применения его результатов в качестве дидактической основы обучения сказкотерапевтов, филологов и учителей начальной школы, а также в вузовских курсах "Устное народное поэтическое творчество", "Детская литература", "Теория и методика начального литературного образования", "Теория литературы и практика читательской деятельности" и на спецкурсах, посвященных истории русского фольклора и анализу художественного текста.


Читайте также:

Место сюжетно-ролевых игр в системе средств формирования личности
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средству воспитания. Игра, несомненно, довольно увлекательное занятие для ребенка, а также важнейшее средство их воспитания и развития. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра представляется т ...

Предпосылки девиации в подростковом возрасте
Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрело ...

Взаимодействие субъектов образовательного процесса по решению проблем педагогически запущенных детей
Успешность учебно - воспитательного процесса в школе в значительной мере определяется эффективностью взаимодействия основных субъектов образовательного процесса - учителей, школьников, их родителей, представителей администрации социального педагога и школьного психолога, и достигается там, где учас ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru