Первичное восприятие сказки

Страница 1

Сказкотерапия как метод работы с учениками младшей школы

Восприятие сказки - сложный процесс активного воссоздания образно-предметного и нравственно-смыслового содержания сказки, как особой литературно-художественной формы, способ освоения ребенком социальной действительности. Восприятие сказки, как и игра, составляет один из наиболее значимых видов деятельности ребенка, определяя развитие, как интеллектуальных и познавательных процессов (речи, мышления, воображения), так и эмоционально-личностное, нравственное и эстетическое развитие ребенка (Пропп 2000).

В классической психологии волшебная сказка выступает как уход ребенка от враждебности окружающего мира, социального давления, ограничений и запретов в мир фантазии, свободы и вымысла (К. Бюлер, В. Штерн), способов символического удовлетворения подавленных сексуальных тенденций (психоанализ), воображаемой реализации нереализуемых тенденций. В современной психологии волшебная сказка рассматривается также как один из способов мифологического освоения мира, построения ценностно-смыслового поля, поиска путей разрешения конфликтов (Б. Беттельхайм). Сказка, как художественно-литературная форма имеет особую композицию и структуру (В.Я. Пропп), организующие процесс восприятия ребенком сюжета и нравственно-смыслового содержания сказки. Такие особенности сказки, как вымысел и фантастичность, создают семантическое поле сказки, обеспечивая дифференциацию ребенком знаков и значений, их отрыв от предметов, формируя внутренний план сознания ребенка.

Важно понимать, что "ребенок не сможет воспользоваться этими сокровищами, если никто не обсуждал с ним сказок, а только читал или рассказывал. (Но даже и простое слушание хорошо - оно дает хоть какую-то защиту и опору в жизни.) Чтобы знания о мире, которые дает сказка, ожили, взрослый должен найти возможность обсудить с ребенком прочитанное, сравнить сказочные сюжеты с историями из жизни. Так малыш учится действовать осознанно, видеть причинно-следственные связи между событиями, размышлять о своем предназначении, открывать свои способности и таланты" (Ливенцева: Эл. ист.).

Для достижения подобного эффекта, педагог должен учитывать, что восприятие в младшем школьном возрасте носит синкретический характер и осуществляется с опорой на игру, иллюстрацию, действие. Психологическим механизмом при этом выступает активное содействие (сначала в форме реального, а затем мысленного действия) и сопереживание герою сказки (Запорожец 1986). В полной мере указанные особенности детского развития учитывает сравнительно молодое направление в психологии - сказкотерапия.

Основы сказкотерапии были заложены в трудах З. Фрейда, который предлагал исследовать личность на основе анализа созданных ею художественных текстов (Чиркова 2006: Эл. ист.). Большое влияние на становление данного психологического направления оказали также работы Эрика Берна. Последний уделял большое внимание анализу любимых с детства сказок клиента. Американский психолог писал, что сказка, полюбившаяся человеку в шестилетнем или семилетнем возрасте становится своеобразной метафорой его жизненного сценария, т.е. неосознанно влияет на его жизнь (Берн 2003: 107).

Современные сказкотерапевты предлагают обратившимся к ним за помощью людям рассказать свою любимую сказку или придуманную историю о происходящих с ними событиях, нарисовать к ней иллюстрации и поработать с ними (Игнатова 2011: 56). Анализируя рассказ и рисунки собеседника как проекцию его жизни, они расшифровывают древние архетипические сюжеты, действующие в его жизни, ведь "сочиняя историю, мы рассказываем о себе, о своем восприятии мира" (Кравцова: Эл. ист.). Дальнейшее обсуждение помогает человеку осознать влияние архетипов на его жизнь и изменить ее к лучшему (Зинкевич-Евстигнеева 2011: 64).

Психологи подчеркивают необычайную важность сказкотерапии в детском возрасте по следующим направлениям:

трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями);

чувство неполноценности, вызывающее агрессивное поведение как попытку доказать обратное;

страхи и тревоги по самым различным поводам;

проблемы, связанные со спецификой возраста (необходимость обходиться без мамы, быть самостоятельным; трудности в учебе; необходимость утвердить себя как самостоятельную личность).

Высокую эффективность сказкотерапии в детском возрасте обусловлена историческим развитием современного общества, где основным источником знаний маленького человека о мире по-прежнему остается эпос, прежде всего мифы и легенды, сказки и притчи. Это делает иносказательную манеру сказки привычной и понятной любому ребенку, что позволяет каждому взрослому, будь то педагог, психолог или родитель, легко установить контакт с маленьким собеседником. Кроме того, важную роль в развитии любого ребенка играет художественно-творческая деятельность, широкие возможности для которой дает работа со сказкой (Криницына 2010: Эл. ист.; Ливенцева: Эл. ист.).

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Комментирование в условиях школы с нерусским языком обучения
Специфика изучения русской литературы в национальной школе обуславливает своеобразие в методах и приёмах преподавания. Освоение художественного, нравственно-этического богатства русской литературы в национальной школе сопряжено со значительными трудностями, которые связаны, с одной стороны, со слов ...

Контроль знаний учащихся как основной элемент оценки качества знаний
Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся путем устных опросов в классе и путем оценки письменных работ. Эта неформальная оценка, которая преследует чисто педагогическую цель в рамках деяте ...

Профессиональная деятельность и личность педагога
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru