Первичное восприятие сказки

Страница 3

2. Анализ героев и образов. Выделяются главные и вспомогательные. Герои классифицируются на добрых и злых, на тех, кто герою помогают и которые мешают, а также по выполняемым функциям. Выделяются и особо внимательно рассматриваются те герои, которые выделены самим автором сказки посредством эмоциональной окраски, преувеличения и т.д. также необходимо обратить внимание на "выпадение образов", на искажения.

Одной из главных задач на этом этапе является определение героя, с которым идентифицирует себя автор. Это выявляется по личностным реакциям в ходе наблюдения за клиентом, а также уточняется наводящими вопросами. Надо отметить, что положительный герой и тот, с которым идентифицирует себя человек, не всегда совпадают.

3. Анализ затруднений, возникающих в ходе рассказа, в которые попадают главные герои. Их можно разделить на внешние и внутренние. Первые предполагают невозможность достичь цели, то есть различные преграды (огромные реки, дремучие леса, чудовища в пещерах и т.д.). Вторые представляют собой недостатки средств, то есть изъяны, и это чаще всего характеристики ресурсной базы человека (трусость, жадность, злость, физическая слабость героев и т.д.).

4. Способы совладания с затруднениями. Анализ способов отражает типичный репертуар героев. Это могут быть: убийство, обман. Психологическое манипулирование и другие.

5. Набор индивидуальных этических стандартов, предписывающих, когда надо сердиться, когда обижаться, чувствовать вину, радоваться или ощущать правоту.

При анализе отмечается не только основной текст сказки. Но и все побочные высказывания, комментарии, отпускаемые по ходу рассказа шуточки, смех, долгие паузы, сбои. В том числе ошибки, оговорки, невнятное бормотание.

По мнению специалистов, применение методов сказкотерапии в работе со школьниками младшего возраста позволяет добиться следующих результатов. С одной стороны, оно формирует целостное, гармоничное и творческое отношение ребенка к самому себе и окружающему его миру, активизирует его творческий потенциал, способствует усвоению знаний о мире и человеческих отношениях, накопленных предыдущими поколениями. С другой стороны, сказкотерапия позволяет ребенку "примерить" на себя роли различных персонажей (в том числе богатырей, чародеев и волшебных существ), т.е. воспользоваться метафорой, чтобы найти свое истинное "я" и определить соответствующее отношение к миру. Кроме того, работа со сказкой дает младшим школьникам возможность распознать охватывающие его эмоции, полнее ощутить свои переживания и их ценность. Наконец, погружение в символическое поле сказки (особенно народной) способствует бессознательному усвоению архетипической природы ее персонажей, т.е. закладывает основы нравственности маленького человека (Криницына 2010: Эл. ист.).

"Таким образом, развитие младшего школьника средствами сказкотерапии способствует позитивным изменениям в развитии отношения к миру, людям, жизни и самому себе. Технологии сказкотерапии, применяемые педагогом (или психологом), содействуют активизации самопознания и познания мира школьником, развитию осмысленных знаний, представлений о жизни, мире, людях, явлениях, самом себе. Эмоционально насыщенная, экологически приемлемая для младшего школьника форма сказки позволяет формировать эмоционально позитивное, адекватное и критичное отношения к миру, его оценку и развивает у ребенка собственную самооценку. Формируются важнейшие компоненты его “Я”: этническое, социальное, эмоциональное и физическое. Творчество ребенка по сказке способствует развитию фантазии, воображения, способности к рефлексии, творческому и образному мышлению. Проведение работы педагога по сказкотерапии с детьми в групповой форме, а также действие в процессе работы со сказкой процессов идентификации и обособления от героев способствует развитию эмпатии в отношении других людей. Активное участие школьника в творчестве по сказке также способствует формированию активной жизненной позиции, внутренней саморегуляции деятельности, творческого и обдуманного поведения ребенка" (Там же).

Страницы: 1 2 3 


Читайте также:

История социальной работы со слабослышащими детьми в России
Задачи: Изучить особенности возникновения социальной помощи слабослышащим детям. Определить роль развития специального обучения слабослышащих детей в развитии системы социальной помощи данной категории нуждающихся. Кратко охарактеризовать особенности специализированных учреждений для слабослышащих ...

Социально-педагогический аспект социальной работы со слабослышащими детьми
Процесс гуманизации отношения общества к лицам с ограниченными возможностями и все более расширяющаяся интеграция их во все сферы социальной жизни побуждает искать новые наиболее эффективные формы реализации социальной помощи этой категории населения России. Социальная помощь является составным эле ...

Правовое воспитание
В широкую сферу нравственного воспитания трудных подростков включается и правовое воспитание. Таких учащихся особое значение имеет реализация принципа неотвратимости наказания. Ни один проступок учащегося не должен пройти мимо внимания педагогического и ученического коллектива. Проводить правовой в ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru