"Одной из линий развития соответствующего восприятия маленьким человеком сказки является переход от непосредственного "наивного" соучастия ребенка в описываемых событиях к эстетическому восприятию, в основе которого лежит последовательная децентрация ребенка, переход к более адекватному и полному восприятию фабулы и содержания сказки. Сказка, как и любое произведение искусства, обеспечивает переживание (катарсис) событий и поступков, выходящих за пределы непосредственного опыта ребенка, создавая условия для присвоения ценностно-смыслового и нравственного культурного опыта (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов)" (Карабанова 2006: Эл. ист.).
Развитие воображения ребенка начинается с восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, обсуждения нравственного урока, извлеченного из событийного содержания сказки. В этом плане у ребенка в процессе речевой деятельности проявляется воссоздающее воображение.
Следующим этапом является присоединение упражнений по развитию вербального воображения, словесных форм, поэтому основная работа направлена на активную работу со словом, с расширением речевого словаря ребенка. В плане активной работы со словом подходят упражнения: "рифмоплеты", "составление слов", "круги на воде", укрась слово" и т.п.
Постепенно обучающий процесс усложняется приемами работы с речевыми конструкциями, объединением в одно предложение набора из несвязанных между собой по смыслу слов, конструированием фраз.
Обогащение речевого словаря упражнениями на развитие вербального воображения подготавливает переход к работе над собственным сочинением сказки.
Первоначально иллюстрация, рисунок ребенка к сказке, служит опорой, через которую он передает собственное творческое завершение сказки, изначально заданной педагогом.
На следующем этапе, такой опорой служат разнообразные предметы из "волшебного сундучка", которые включаются в контекст сказочной ситуации при коллективном сочинении сказки. На этом этапе педагог предлагает лишь начало сказки, помогая завершить ее при затруднении детей. В усложненной форме педагог предлагает тему, которою раскрывают дети при коллективном сочинении сказки или в индивидуальной работе, совмещая с процессом создания иллюстрации к собственной сказке.
Таким образом, работа со сказкой предполагает восприятие сказки, проживание и переработку ее нравственного урока, включение творческого воображения ребенка по разрешению проблемной ситуации сказки и раскрытию предложенной педагогом темы в сказочной форме.
Восприятие сказки и предпочтение определенных героев и сказочных сюжетов связано с возрастными особенностями младшего школьника. Ребенок младшего школьного возраста идентифицирует себя с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Интересны для ребенка становятся волшебные сказки с богатым сюжетным содержанием. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.
Основной принцип подбора сказок - это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям младшего школьного возраста. Например, направленность сказки "Вороненок" - неуверенность, боязнь самостоятельности, тревожность и боязливость. Проблема, выраженная в метафоре, в образе доступна ребенку, он может обсудить ее и понять причины, переработать через собственный эмоциональный опыт.
Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал "входа в сказку" с куклой-проводником Василисой Премудрой (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал "выхода из сказки". Таким образом, создается особая атмосфера "сказочного мира", настрой на работу с метафорой.
Восприятие "сказочного урока" сказки состоит из следующих этапов:
расширение - обогащение опыта ребенка через восприятие и проживание новой сказки, сказочной ситуации;
закрепление - осознание нравственного урока и проблемной темы сказки;
интеграция - соединение проблемной темы сказки с личным эмоциональным опытом ребенка, через направленную беседу и проговаривание;
резюмирование - подводим итог проведенной работе (Зинкевич-Евстигнеева, Грабенко 2001: 125).
Алгоритм анализа содержания сказки психологом можно представить следующим образом:
1. Тема сказки (например, про любовь, про животных, и др.). Отмечается оригинальность или заимствованность сюжета, влияние внешней среды на творчество.
Читайте также:
Изучение необходимости осуществления индивидуального подхода при изучении
таблицы умножения и деления
математический табличный умножение деление Обычно класс состоит из учащихся с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разной успеваемостью и разным отношением к учению, разными интересами и состоянием здоровья. Учитель не может при традиционной организации обучения равняться на всех одн ...
Имущество, хозяйственная и финансовая деятельность ДДТ
7.1 Имущество ДДТ составляют основные и оборотные средства, финансовые ресурсы, которые принадлежат ему на праве оперативного управления, закрепленные за ДДТ отделом имущественных отношений Бардымского муниципального района; 7.2 Источниками образования имущества ДДТ являются: • земля, здание ДДТ; • ...
Понятие, сущность и содержание интеллектуальной культуры
Культура – понятие, относящееся к любому социальному явлению. Конечно, будучи специфической характеристикой любого социального действия, отношения, вещи и т.д. культура в каждом случае равная по содержанию. Здесь речь идет об универсальной приложимости понятия культуры к явлениям общественной жизни ...