Задачи:
Изучить особенности зарождения социальной помощи в целом и в т. ч. детям с нарушениями слуха.
Рассмотреть основные периоды становления социальной помощи детям с нарушениями слуха.
Изучить особенности периода возникновения профессиональной социальной помощи детям с нарушениями слуха.
Определить основные модели развития социальной помощи детям с нарушениями слуха.
Изучение истории социальной работы со слабослышащими детьми представляется актуальным, поскольку, исследование истории развития данного вида помощи позволит определить причины зарождения и пути развития идей дифференцированного подхода к социальной помощи и специальному обучению лиц с нарушениями слуха, изучить способы практической реализации, расширить содержание и укрепить значимость этого важнейшего принципа социальной работы.
Самая ранняя форма поддержки нуждающегося - это материнская забота о ребенке. Взаимная помощь, оказываемая взрослыми людьми друг другу, является другим примером помощи нуждающимся в прежние времена. Только тогда, когда получили распространение официальные институты, могло появиться такое понятие, как "помощь постороннему (чужому)" [35, с.8].
Впервые обозначение и выделение данного явления из многих сфер человеческого бытия происходит в Древней Греции. Это было связано с тем, что человечество, накопив определенный духовный опыт, среди прочих сфер своего существования начинает выделять особую сферу, где проявляются его дружеские чувства, аффекты, моральные связи и отношения [8, с.15]. Так зарождается понятие "филантропия" (в пер. с греч. - "любовь к людям") [32, с. 19].
В античных литературных источниках нет каких-либо упоминаний о систематическом обучении или помощи людям с нарушениями слуха. В то же время вполне допустимо предположение о том, что люди с нарушениями слуха, воспитываясь в семье, осваивали не только навыки самообслуживания и домашнего труда, но и ремесла и доступные виды искусства (живопись, скульптура). Их не считали полноправными членами общества.
Здесь необходимо отметить, что в рассматриваемый исторический период не существовало разделения на "глухих" и "слабослышащих". Как такового понятия "слабослышащий" не существовало.
В эпоху Средневековья западноевропейская церковь видела в глухоте, как и в других человеческих недугах, "кару божью", посланную детям за грехи родителей [32, с.23]. Не умея найти контакт с глухими и признавая их часто безумными, общество сторонилось таких людей, обвиняя их в колдовстве.
Эпоха Возрождения стала поворотным пунктом в развитии отношений общества с людьми с нарушениями слуха. Чаще других по характеру своей деятельности с ними имели дело духовные лица и врачи. Первые обеспечивали их призрение в монастырях, куда состоятельные люди нередко отдавали своих детей, имеющих нарушения слуха. Вторые предпринимали разнообразные попытки "вылечить" таких "больных", "разбудить" их слух.
В 1620 г. в Мадриде выходит первый учебник по обучению глухих "О природе звуков и искусстве научить говорить глухонемого", в которой был напечатан и первый дактильный алфавит, использовавшийся для обучения глухих [40, с.182]. Автор - испанский учитель X.П. Бонет, обобщивший собственный опыт домашнего обучения нескольких детей с нарушениями слуха.
Читайте также:
Деловая игра как один из методов обучения старшеклассников
Деловая игра - форма и метод обучения, в которой моделируются предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности. Предназначена для отработки профессиональных умений и навыков. В деловой игре развертывается квазипрофессиональная деятельность обучающихся на имитационно-игровой ...
Методы и организация исследований
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: 1. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы; 2. Тестирование для выявления плоскостопия; 3. Методы тестирования физической подготовленности; 4. Организация исследования; В исследовании применялись разработанные метод ...
Изобразительная деятельность как способ развития творческого воображения
Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобра ...