История социальной работы со слабослышащими детьми за рубежом

Страница 1

Задачи:

Изучить особенности зарождения социальной помощи в целом и в т. ч. детям с нарушениями слуха.

Рассмотреть основные периоды становления социальной помощи детям с нарушениями слуха.

Изучить особенности периода возникновения профессиональной социальной помощи детям с нарушениями слуха.

Определить основные модели развития социальной помощи детям с нарушениями слуха.

Изучение истории социальной работы со слабослышащими детьми представляется актуальным, поскольку, исследование истории развития данного вида помощи позволит определить причины зарождения и пути развития идей дифференцированного подхода к социальной помощи и специальному обучению лиц с нарушениями слуха, изучить способы практической реализации, расширить содержание и укрепить значимость этого важнейшего принципа социальной работы.

Самая ранняя форма поддержки нуждающегося - это материнская забота о ребенке. Взаимная помощь, оказываемая взрослыми людьми друг другу, является другим примером помощи нуждающимся в прежние времена. Только тогда, когда получили распространение официальные институты, могло появиться такое понятие, как "помощь постороннему (чужому)" [35, с.8].

Впервые обозначение и выделение данного явления из многих сфер человеческого бытия происходит в Древней Греции. Это было связано с тем, что человечество, накопив определенный духовный опыт, среди прочих сфер своего существования начинает выделять особую сферу, где проявляются его дружеские чувства, аффекты, моральные связи и отношения [8, с.15]. Так зарождается понятие "филантропия" (в пер. с греч. - "любовь к людям") [32, с. 19].

В античных литературных источниках нет каких-либо упоминаний о систематическом обучении или помощи людям с нарушениями слуха. В то же время вполне допустимо предположение о том, что люди с нарушениями слуха, воспитываясь в семье, осваивали не только навыки самообслуживания и домашнего труда, но и ремесла и доступные виды искусства (живопись, скульптура). Их не считали полноправными членами общества.

Здесь необходимо отметить, что в рассматриваемый исторический период не существовало разделения на "глухих" и "слабослышащих". Как такового понятия "слабослышащий" не существовало.

В эпоху Средневековья западноевропейская церковь видела в глухоте, как и в других человеческих недугах, "кару божью", посланную детям за грехи родителей [32, с.23]. Не умея найти контакт с глухими и признавая их часто безумными, общество сторонилось таких людей, обвиняя их в колдовстве.

Эпоха Возрождения стала поворотным пунктом в развитии отношений общества с людьми с нарушениями слуха. Чаще других по характеру своей деятельности с ними имели дело духовные лица и врачи. Первые обеспечивали их призрение в монастырях, куда состоятельные люди нередко отдавали своих детей, имеющих нарушения слуха. Вторые предпринимали разнообразные попытки "вылечить" таких "больных", "разбудить" их слух.

В 1620 г. в Мадриде выходит первый учебник по обучению глухих "О природе звуков и искусстве научить говорить глухонемого", в которой был напечатан и первый дактильный алфавит, использовавшийся для обучения глухих [40, с.182]. Автор - испанский учитель X.П. Бонет, обобщивший собственный опыт домашнего обучения нескольких детей с нарушениями слуха.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Содержание педагогического общения
Под содержанием общения обычно понимают ту информацию, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного субъекта другому либо циркулирует между ними. Поскольку эта информация по своему характеру далеко не однородна, то по содержанию выделяют материальное, когнитивное, кондиционное, мотива ...

Понятие, сущность и содержание интеллектуальной культуры
Культура – понятие, относящееся к любому социальному явлению. Конечно, будучи специфической характеристикой любого социального действия, отношения, вещи и т.д. культура в каждом случае равная по содержанию. Здесь речь идет об универсальной приложимости понятия культуры к явлениям общественной жизни ...

Проблемы речевого развития
Понятие развития речи выступает как в философско-психологическом, так и в научно-методическом значениях. Оно представляет собой постоянно протекающий в течение всей жизни человека процесс овладения речью и ее механизмами в непосредственной взаимосвязи с духовным становлением личности, обогащением е ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru