Общая характеристика предмета в основном общем образовании

Современное образование » Личностно-ориентированное обучение на уроках информатики » Общая характеристика предмета в основном общем образовании

Страница 4

Ни одна из перечисленных выше основных целей обучения информатике не может быть достигнута изолированно друг от друга, они прочно взаимосвязаны. Нельзя получить воспитатель­ный эффект предмета информатики, не обеспечив получения школьниками основ общего образования в этой области, так же как нельзя добиться последнего, игнорируя практические, при­кладные стороны содержания обучения.

Общие цели школьного образования в области информатики, как триада основных целей, остающихся по своей общедидакти­ческой сути весьма расплывчатыми (хотя и вполне устойчивы­ми), при наложении на реальную учебную сферу трансформиру­ются в конкретные целиобучения. И вот тут оказывается, что фор­мулирование конкретных целей обучения предмету информатики очень непростая задача (и весь предшествую­щий — хотя и не такой уж большой — опыт постановки предмета информатики в школе это подтверждает).

Такое положение имеет место не только по отношению к школь­ной информатике и ему имеется известное объяснение. Обратим­ся к общефилософскому толкованию понятия цель: «Цель — иде­альное, мысленное предвосхищение результата деятельности. В ка­честве непосредственного мотива цель направляет и регулирует человеческую деятельность. Содержание цели зависит от объек­тивных законов действительности, реальных возможностей субъек­та и применяемых средств». Как продукт идеальный (немате­риальный) цель сама по себе очень подвижна, динамична, так как порождается сознанием деятельного человека, постоянно взаимо­действующего с изменяющимся миром и постоянно меняющегося самого. Сказанное означает, что, будучи объективной, по своему происхождению, цель субъективна. Недаром, по утвержде­нию латинян, «когда двое говорят одно и то же, то это не одно и то же». Мудрость и прозорливость древних может быть ярко иллюстри­рована суждениями многих современных педагогов-информатиков, использующих нередко одинаковые понятия, но вкладывающих в эти понятия существенно различающееся содержание.

И все же, из чего складываются и что влияет на формирование целей школьного образования в области информатики?

Очевидно, что проецирование конкретных целей школьного предмета информатики должно основываться, прежде всего, на анализе фундаментальных основ науки информатики, ее положе­ния среди других наук и роли, которую она выполняет в обществе на современном этапе его развития. Здесь сразу же приходится заметить, что фундаментальные основы науки информатики про­должают пребывать в состоянии становления и развития, что при­водит к небесспорным и неоднозначным их оценкам, до сих пор сопровождающимися дискуссиями. На формирование конкретных целей обучения школьным предметам оказывает вли­яние также развитие самой парадигмы образования, в частности, формирование и стабилизация подходов к стандартам общего сред­него образования, что также порождает перекрещивание различ­ных, иногда откровенно субъективных взглядов и суждений.

В то же время только осознанный, научно обоснованный вы­бор цели дает возможность сформировать адекватный учебный материал (содержание обучения), который при использовании эффективных методов обучения и позволит достичь выполнения тех задач, которые ставятся перед преподаванием информатики.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний,

составляющих основу научных представлений об информации, ин­формационных процессах, системах, технологиях и моделях;

• овладение умениями

работать с различными видами информации с помощью компь­ютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее ре­зультаты;

• развитие

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

• воспитание

ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

• выработка навыков

применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполне­нии индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальней­шем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение и систематизация знаний,

отражающих вклад инфор­матики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических, технологических системах;

• овладение умениями

применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и ком­муникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дис­циплин;

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Формы досуга человека
Досуг – «деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой человек восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности». От умения направлять свою деятельност ...

Методика сенсорного воспитания дошкольника
На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией мы учим детей различным видам изображения: предметному, сюжетному, декоративному. Сенсорное развитие детей обеспечивается на любом из этих занятий. Занятия предметного содержания чаще всего проводятся на основе обследования предметов, их частей, строении ...

Проблемы речевого развития
Понятие развития речи выступает как в философско-психологическом, так и в научно-методическом значениях. Оно представляет собой постоянно протекающий в течение всей жизни человека процесс овладения речью и ее механизмами в непосредственной взаимосвязи с духовным становлением личности, обогащением е ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru