Принцип индивидуализации в обучении иностранному языку

Страница 2

Субъектная индивидуализация особенно нужна ученикам со слабыми способностями, без нее не выполняется одно из назначений методики - учить учиться, не развивается способность к самообразованию. Специфика субъектной индивидуализации при овладением иноязычным говорением состоит в том, что она должна предусматривать одновременное применение методических материалов, различных по форме (например, наличие или отсутствие опор), учитывающих своеобразие приемов учебной деятельности ученика, но приводящих в конечном счете к одинаковым результатам по возможности за равные отрезки времени. Вооружение школьников совокупностью рациональных приемов учения требует систематической и целенаправленной работы. Следовательно, наряду с индивидной необходима и субъектная индивидуализация.

Личностные свойства учащихся и личностная индивидуализация.

Очень часто ученики проявляют поразительную пассивность даже при выполнении ими посильных речевых заданий (индивидная индивидуализация) и при наличии указания на способы выполнения этих заданий (субъектная индивидуализация). Причина заключается в том, что не учитываются личностные свойства учеников. Первостепенная значимость личностной индивидуализации для овладения умением говорить определятся тем, что личностные качества теснее, чем индивидные и субъектные, связаны с речевой деятельностью через ее социальную функцию. Если индивидные свойства человека составляют природную основу индивидуальности, то личностные качества составляют ее сущностную сторону.

Личностная индивидуализация учитывает:

Контекст деятельности учащегося;

Жизненный опыт учеников (опыт их как читателей, спортсменов, путешественников);

Сферу интересов, желаний, склонностей, духовных потребностей;

Мировоззрение (взгляды на жизнь);

Эмоционально-чувственную сферу (при "провоцировании" учеников высказываниями в защиту своей любимой команды, актера, книги, профессии);

Статус личности в коллективе: популярность ученика среди товарищей, взаимные симпатии для нахождения речевых партнеров, назначение ведущего в речевых группах и т.п.

Личностные свойства входят в индивидуальность человека в качестве важнейшего компонента и составляют его сущность. Представляется оправданным и методически целесообразным выделить отдельный вид индивидуализации, специально предназначенный для учета личностных свойств ученика - личностную индивидуализацию. [9, 73-77]

Рассмотрев виды индивидуализации хочется отметить, что вся система индивидуализации не должна сводиться к использованию одного вида индивидуализации. Под индивидуализацией процесса иноязычного образования следует понимать соотнесенность приемов учения с личностными (при их ведущей роли), субъектными и индивидными свойствами каждого ученика.

Возникает вопрос - как управлять индивидуализацией ученика? Полноценное индивидуализированное обучение невозможно без точного знания индивидуальности каждого ученика и всего класса в целом. Для ответа на этот вопрос Кузовлев В.П. предлагает использовать Методическую характеристику класса (МХК). МХК является средством учета индивидных, субъектных и личностных свойств учащихся в целях индивидуализации учебного процесса (развитие индивидуальности учащихся).

МХК представляет собой таблицу, в которой по горизонтали расположены общие сведения и сведения по трем группам свойств индивидуальности (индивидным, субъектным и личностным), а по вертикали - имена и фамилии учеников класса. Данная таблица имеет графы. Подробное описание граф см. в Приложении.

Может показаться, что создание МХК - дело хлопотное и требует много времени. Но это действительно только кажется. Опытные учителя могут заполнить до 40 % МХК без проведения тестов. На проведение остальных тестов уйдет часа 2 времени. Это окупается главным: ученик начинает чувствовать себя субъектом учебной деятельности, речевым партнером, личностью, которую знают и уважают, усиливается мотивация, возникает познавательный интерес, появляется смысл деятельности. А не это ли самое важное? [8,99]

В.П. Кузовлев показывает, как можно использовать МХК для нахождения стратегии и тактики индивидуализации.

1). Прежде всего, нужно выявить в меру ли всех своих потенциальных возможностей занимаются ученики. Для этого следует обратиться к первым пяти графам МХК. Если успеваемость по иностранному языку ниже успеваемости по гуманитарным дисциплинам, то, очевидно, ученик занимается ниже своих возможностей. Сравнение отметок позволяет выявить учеников, наиболее остро нуждающихся в индивидуализации.

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления
Обращение к истокам возникновения педагогической профессии показывает, что стихийно протекавшие в ее рамках дифференциация и интеграция привели сначала к разграничению, а затем и к явному противопоставлению обучения и воспитания: учитель учит, а воспитатель воспитывает. Но уже к середине XIX в. в т ...

Особенности психического развития детей с нарушением зрения
Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении, в игре, в овладении двигательными навыками, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности. Многи ...

Дидактическое обеспечение занятий по обучению учащихся VII классов работе на токарно-винторезных станках
В предыдущем параграфе мы рассмотрели методические приемы овладения технологическими операциями работы на токарно-винторезных станках в представленных уроках технологии. Применение дидактических средств обучения коренным образом изменяет структуру урока, помогает с большей пользой использовать кажд ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru