Обучение учащихся VII-VIII классов при освоении технологических операций на токарно-винторезном станке как социально-педагогическая проблема

Современное образование » Проектирование модели процесса обучения учеников ДОУ при работе на токарном станке » Обучение учащихся VII-VIII классов при освоении технологических операций на токарно-винторезном станке как социально-педагогическая проблема

Страница 2

Само понятие "технология", введенное в название нового учебного предмета, несет совершенно иное содержание, чем прежде (представление о способах получения и преобразования сырья, материалов и т.д.). Современное применение понятия "технология" охватывает как материальный, так и социальный, духовный аспекты человеческой деятельности, тесно взаимосвязанные между собой. Авторы "Концепции формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе" (П.Р. Атутов, О.А. Кожина, В.П. Овечкин, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев) определяют технологию как область знаний, методов и средств, используемых для оптимального преобразования и применения материи (материалов), энергии и информации по плану и в интересах человека, общества, окружающей среды. Изучение средств и методов этих преобразований направлено в конечном счете на развитие личности, ее преобразующего мышления [27; 8].

"Технология" органично вписывается в образование человека XXI в., так как концепция этой дисциплины прочно связана с современной парадигмой образования, непосредственно вытекает из нее. Процесс технологизации, начавшийся в середине XIX в., принял сегодня поистине глобальные масштабы. Это вызвано все большим усложнением производственных, экономических и социальных процессов, широким разделением труда, борьбой производителей за высокое качество продукции, ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.

Человечество подошло к черте, когда деятельность оценивается прежде всего по ее социальным, экологическим, экономическим и другим последствиям. Для подобных комплексных подходов к выбору способа деятельности, для реализации именно такого, а не прежнего технократического решения требуется иная идеология, другой взгляд на порядок вещей, если угодно отличающееся мышление. Вот почему, не отвергая в принципе той базы, которую создала на основе политехнического принципа прежняя система трудовой подготовки, образовательная область "Технология" вносит целый ряд принципиальных новаций. При этом включение учащихся в процессы проектирования, конструктирования и моделирования, реализации проекта с последующей оценкой достигнутого результата деятельности становится обязательным фактором взаимодействия учителя и учеников. Проектно-творческий метод следует рассматривать как основной связующий элемент программы, ее сердцевину.

Технология в широком смысле понимается как преобразующая деятельность человека, а не только как труд, связанный с материальным производством. Содержанием этой деятельности является интегрированный из различных наук массив знаний, которым должны овладеть школьники.

Введение "Технологии" в школьный курс, как в начальной, так и на последующих ступенях обучения, позволит решить проблему технологического образования - подготовить личность, приспособленную к технологизированному обществу и его социально-экономическим условиям.

Таким образом, формирование технологической культуры предполагает сознательное овладение системой методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей. Оно предусматривает изучение современных и перспективных энерго - и материалосберегающих, безотходных технологий преобразования материалов, энергии и информации в сферах производства и услуг с использованием ЭВМ, учет социальных и экологических последствий применения принятой технологии, использование психологии общения и культуры человеческих отношений в повседневной деятельности, определение потребностей в конкретной продукции и возможностей ее реализации. Тогда понятие "подготовка школьников к будущей самостоятельной трудовой жизни" приобретает требуемое наполнение и становится ясной стратегия единого образовательного пространства, ее нацеленность.

Вместе с тем при ясном видении целей, к которым стремишься, легче найти путь их достижения.

Во-первых, представляется, что занятия в школьных мастерских, при всем различии возможностей школьной базы и современного производства, должны приучать детей к умению делать выводы по аналогии, на основе анализа и синтеза полученных знаний. Надо утвердить школьников в понимании того, что в последнее десятилетие спрос на неквалифицированный и малоквалифицированный труд резко упал. В самостоятельной жизни твердо стоят на ногах и уверенно себя чувствуют только профессионально подготовленные люди.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Организация творческих занятий по предмету «Человек и мир»
При организации творческих занятий по предмету «Человек и мир» учитель должен осознавать, что ученик работает на высоком уровне (творческом, продуктивном), который предполагает: свободное оперирование программным учебным материалом с использованием сведений из других учебных курсов, из прочитанной ...

Поведение детей в период адаптации
По характеру поведения при поступлении в детский сад детей, Теплюк С., делить условно на три группы. Первая группа. Большинство детей резко отрицательно и бурно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, царапаются, кусаются, щиплют тех, кто оказывается рядом. Они то ...

Понятие стиля педагогического общения
Общение пронизывает всю систему педагогического воздействия, каждый его микроэлемент. На уроке педагогу необходимо овладеть коммуникативной структурой всего педагогического процесса, быть максимально чутким к малейшим изменениям, постоянно соотносить избранные методы педагогического воздействия с о ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru