Средства формирования коммуникативной компетентности младших школьников

Современное образование » Пути формирования коммуникативной компетентности младших школьников » Средства формирования коммуникативной компетентности младших школьников

Страница 3

Аналогично строится работа в ходе сюжетно-ролевых игр с вымышленным сюжетом, где нужно прочитать по ролям предложенную сценку с участием известных сказочных героев и найти ошибки в их общении.

Работа со стимульным материалом осуществляется практически на каждом занятии. Таким материалом являются иллюстрированные задания в разработанной нами рабочей тетради «Путешествие в Мир Общения». Приведем в качестве примера фрагмент работы с тетрадью по теме одного из занятий второго блока.

Тема занятия «Твой имидж».

Вступительное слово учителя:

– Сегодня вы познакомились с понятием имидж. Вы узнали о том, что во внешности и поведении человека характеризует его образ. Молчун решил помочь вам и попытался составить имидж ученика. Посмотрите, все ли правильно сделал гномик. Напишите, что во внешности Молчуна не соответствует имиджу ученика.

Отметьте, что должен делать настоящий ученик.

Хорошо учиться. Слушать внимательно учителя. Разговаривать вежливо.

Опаздывать на уроки. Сорить в классе. Выполнять домашнее задание.

Громко разговаривать в классе. Играть на уроках в «Морской бой».

Каждое занятие завершается работой с «лесенкой успеха». Этот прием помогает детям отслеживать свои достижения.

Один раз в месяц в клубе проводится тематический день, например: День комплиментов, День сюрпризов, День помощи, День похвалы, День улыбок, День наоборот, День прощения, День примирения, День благодарения.

Проведению каждого тематического дня предшествует беседа на соответствующую тему. Так, прежде чем проводить День комплиментов, учитель объясняет детям значение этого слова, обсуждает вместе с ними, как нужно делать комплименты. В течение всего дня дети выполняют общее задание, сформулированное таким образом: «Доброе слово и кошке приятно», – гласит пословица. Постарайтесь сегодня сказать друг другу как можно больше комплиментов».

Каждый тематический день обязательно завершается его анализом. Например, обсуждаются следующие вопросы:

1. Трудно ли было говорить комплименты (улыбкой отвечать на грубость, прощать и т.д.)? Почему?

2. Что ты при этом чувствовал? Было ли тебе приятно от того, что ты сделал что-то хорошее для другого человека?

3. Хочется ли тебе, чтобы эти ощущения повторились?

4. Как нужно строить свои взаимоотношения с окружающими, чтобы они относились к тебе хорошо?

Таким образом, сюжетно-ролевая игра, будучи основой и источником различных творческих актов, развивает продуктивное воображение детей, помогает накоплению их эстетического потенциала. В этом плане ролевая игра – своеобразная школа воспитания свободного, бескорыстного отношения ребенка к миру, которое, в свою очередь, оказывается залогом социального и эстетического освоения этого мира.

Выделяя место сюжетно-ролевой игры в огромном многообразии детских игр, обозначим несколько ее функциональных особенностей и назначений.

1. Функции данной игры заключаются в том, что она позволяет детям занимать новые эмоционально привлекательные позиции и этим облегчать себе выполнение реальной деятельности, в которую они вводятся.

2. Общение детей в сюжетно-ролевой игре органично и естественно. Командование и подчинение друг другу протекают без принуждения. Игровые типы отношений дети переносят в жизнь.

3. Постоянно изменяющаяся обстановка ролевой игры требует от ее участников проявления своих способностей и использования ранее сложившихся навыков. Это дает возможность совершенствовать личные качества и навыки и приближать их к реальным, возможным в жизни действиям.

4.В ролевой игре необходимо проявлять упорство в доведении своего задания или роли до конца согласно правилам, иначе можно проиграть. Это способствует развитию самодисциплины, поскольку увлеченный игрой ребенок проявляет себя в ней часто несравненно полнее, чем в иной деятельности.

Отметим, что сюжетно-ролевая игра, способствуя развитию коммуникативных умений, облекает учебный процесс в занимательную деятельность, вызывая огромный эмоциональный всплеск у младших школьников.

Развитию коммуникативных умений способствует игра коммуникативная

, так как при общении дети делятся друг с другом новыми знаниями, тем самым, обогащая процесс познания и постижения окружающей действительности.

Коммуникативная игра предполагает создание воображаемых (условных) ситуаций и их обыгрывание. В начальной школе особенно актуально использование методов и приемов, направленных на параллельное развитие образного и логического мышления. Коммуникативная игра, являясь одним из таких приемов, несомненно, должна быть использована для развития детей. Ребенок, как известно, мыслит действиями. Эти действия есть обобщенные образы внешнего мира. На каждом следующем витке развития игры эти образы становятся информативнее. Работа с образами, пронизывающими всю игровую деятельность, стимулирует процесс мышления, в том числе и творческую интуицию.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Виды стилей педагогического общения
В психолого–педагогической литературе наиболее часто выделяют 3 основных стиля: авторитарный, демократический и либеральный. Для педагогов, которым свойственен авторитарный стиль характерно подавление своих воспитанников категоричным, не терпящим возражений суждениями, и бесцеремонностью в способах ...

Результаты экспериментальной проверки оптимальной модели обучения учащихся VII-VIII классов в процессе работы на токарно-винторезном станке
Экспериментальной базой квалификационной работы по проверке спроектированной модели процесса обучения учащихся VII-VIII классов работе на токарно-винторезном станке является СОШ № 5 п. Октябрьского Красноармейского района Краснодарского края. В педагогическом эксперименте принимали участие д. п. н. ...

Профилактика затруднений школьников при обучении математике на примере темы "Уравнения с переменной в знаменателе"
С проблемой деления на ноль учащиеся знакомятся ещё в начальной школе, изучая операцию деления. Это связано с тем, что при делении на некоторое число используется умножение на число, обратное делителю, а число ноль, как известно из теории чисел, обратного элемента на множестве рациональных чисел не ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru