Создание образов и их проигрывание (проживание) и является составными компонентами коммуникативной игры, которая используется для тренировки навыков и умений общаться и может проводиться в парной (диалог) или групповой (полилог) форме с последующим анализом речевых действий участников игры.
Приведем пример коммуникативной игры
на уроке русского языка по теме «Типы текстов», где главные герои – сказочные персонажи. (Приложение 3).
Коммуникативная игра состоит из трех частей: начало – установка учителя и оглашение правил игры, средняя часть – проведение игры, концовка – подведение итогов.
В третьей части игры состоялось подведение итогов, где учитывалось соответствие текста заданному типу, время выполнения, представление текста сказочным героем. Итоги подводили все члены команд-противников. Также предоставлялось слово желающим объяснить, почему они голосовали именно так. После коллективного обсуждения и голосования были объявлены победители, которые и получи ли награды (медали с изображением сказочных персонажей).
В ряду приёмов обучения коммуникативной культуре есть место и риторическим задачам и играм, которые, на наш взгляд, имеют особое значение.
В риторической задаче указываются значимые компоненты речевой ситуации и формулируются задания, вопросы и т.д.; требуется создать устное или письменное высказывание. Пример риторической задачи: «Вы пригласили гостей на свой день рождения. Праздник в самом разгаре. Неожиданно раздается звонок в дверь, на пороге – с подарком ваш одноклассник, которого вы не захотели пригласить… Как вы поступите? Что вы скажете?» Адресат – одноклассник; место общения – квартира; обстановка – неофициальная, праздничная; сфера общения – бытовая. Описанная ситуация воспринимается учащимися как реальная, при которой ученик должен словесно реагировать на происшедшее.
В ходе решения риторических задач возникает, как правило, несколько вариантов, иногда значительно отличающихся друг от друга. Необходим следующий этап работы – анализ предложенных вариантов, определение (если возможно) наиболее удачного высказывания (соответствует оно или нет конкретной речевой ситуации, решена ли и в какой мере поставленная задача, эффективна ли «работа» голоса, уместны ли жесты, мимические движения).
Как и риторическая задача, риторическая игра основывается на описании значимых компонентов речевой ситуации: адресат и адресант речи, речевая задача, место общения и др. Риторическая игра предполагает определение победителя (победителей) по заранее указанным критериям.
Риторическая игра состоит из нескольких частей: начальной (вводной), основной и заключительной.
В начальной (вводной) части можно выделить подробную описательную инструкцию, которая содержит основную информацию для участников игры:
1) описание воображаемой ситуации;
2) обозначение и распределение ролей;
3) сообщение правил игры, последовательности выполнения игровых действий;
4) обозначение условий и критериев оценки, последовательности определения победителей;
5) сообщение о времени для подготовки к выступлению; текст – резюме, в котором кратко (сжато, лаконично) повторяется установка на выполнение игровых действий. Т.А. Ладыженская советует: «Прежде всего введите ребят в игровую ситуацию. Опишите её так, чтобы у детей возникло желание включиться в работу (поиграть, а не просто выполнить задание)» [Ладыженская 1995: 89].
Основная часть (проведение игры) включает деятельность игроков, ведущего, работу жюри. Как показывает опыт проведения риторических игр, при подведении итогов следует обращать внимание учеников на корректность, уместность поведения всех игроков и членов жюри. При этом очень важно, чтобы на протяжении всей игры в классе сохранялась доброжелательная, располагающая к общению обстановка, что ни в коей мере не исключает азартности игроков и духа соревновательности.
Заключительная часть (подведение итогов) – это анализ игровых действий, сообщение результатов игры, обобщение приобретённого опыта.
Для того чтобы подготовить и провести игру на уроке, учителю необходимо выполнить следующие шаги.
Шаг 1. Особая предварительная деятельность – анализ и отбор игры (в том числе текста-сценария) в соответствии с задачами урока, адаптирование и редактирование текста.
«Предварительная подготовка – это определённый эмоциональный настрой прежде всего самого учителя. Он становится тоже участником игры, поэтому любая назидательность, использование стандартных (скучных!) вопросов в данном случае особенно неуместны» [Ладыженская 1995: 88].
Шаг 2. Подготовка игроков.
Шаг 3. Успешная реализация своего коммуникативно-методического замысла и выбранной речевой модели поведения.
Читайте также:
Разработка уроков по теме "Полные квадратные уравнения"
Урок-программирование по теме " Полные квадратные уравнения" (уравнения общего вида) Тип урока: изучение новой темы. Цели урока: ввести понятие полного квадратного уравнения, научить учащихся решать полные квадратные уравнения, развивать математическую речь, внимание, самостоятельность. О ...
Организация творческих занятий по предмету «Человек и мир»
При организации творческих занятий по предмету «Человек и мир» учитель должен осознавать, что ученик работает на высоком уровне (творческом, продуктивном), который предполагает: свободное оперирование программным учебным материалом с использованием сведений из других учебных курсов, из прочитанной ...
Виды стилей педагогического общения
В психолого–педагогической литературе наиболее часто выделяют 3 основных стиля: авторитарный, демократический и либеральный. Для педагогов, которым свойственен авторитарный стиль характерно подавление своих воспитанников категоричным, не терпящим возражений суждениями, и бесцеремонностью в способах ...