Средства формирования коммуникативной компетентности младших школьников

Современное образование » Пути формирования коммуникативной компетентности младших школьников » Средства формирования коммуникативной компетентности младших школьников

Страница 4

Создание образов и их проигрывание (проживание) и является составными компонентами коммуникативной игры, которая используется для тренировки навыков и умений общаться и может проводиться в парной (диалог) или групповой (полилог) форме с последующим анализом речевых действий участников игры.

Приведем пример коммуникативной игры

на уроке русского языка по теме «Типы текстов», где главные герои – сказочные персонажи. (Приложение 3).

Коммуникативная игра состоит из трех частей: начало – установка учителя и оглашение правил игры, средняя часть – проведение игры, концовка – подведение итогов.

В третьей части игры состоялось подведение итогов, где учитывалось соответствие текста заданному типу, время выполнения, представление текста сказочным героем. Итоги подводили все члены команд-противников. Также предоставлялось слово желающим объяснить, почему они голосовали именно так. После коллективного обсуждения и голосования были объявлены победители, которые и получи ли награды (медали с изображением сказочных персонажей).

В ряду приёмов обучения коммуникативной культуре есть место и риторическим задачам и играм, которые, на наш взгляд, имеют особое значение.

В риторической задаче указываются значимые компоненты речевой ситуации и формулируются задания, вопросы и т.д.; требуется создать устное или письменное высказывание. Пример риторической задачи: «Вы пригласили гостей на свой день рождения. Праздник в самом разгаре. Неожиданно раздается звонок в дверь, на пороге – с подарком ваш одноклассник, которого вы не захотели пригласить… Как вы поступите? Что вы скажете?» Адресат – одноклассник; место общения – квартира; обстановка – неофициальная, праздничная; сфера общения – бытовая. Описанная ситуация воспринимается учащимися как реальная, при которой ученик должен словесно реагировать на происшедшее.

В ходе решения риторических задач возникает, как правило, несколько вариантов, иногда значительно отличающихся друг от друга. Необходим следующий этап работы – анализ предложенных вариантов, определение (если возможно) наиболее удачного высказывания (соответствует оно или нет конкретной речевой ситуации, решена ли и в какой мере поставленная задача, эффективна ли «работа» голоса, уместны ли жесты, мимические движения).

Как и риторическая задача, риторическая игра основывается на описании значимых компонентов речевой ситуации: адресат и адресант речи, речевая задача, место общения и др. Риторическая игра предполагает определение победителя (победителей) по заранее указанным критериям.

Риторическая игра состоит из нескольких частей: начальной (вводной), основной и заключительной.

В начальной (вводной) части можно выделить подробную описательную инструкцию, которая содержит основную информацию для участников игры:

1) описание воображаемой ситуации;

2) обозначение и распределение ролей;

3) сообщение правил игры, последовательности выполнения игровых действий;

4) обозначение условий и критериев оценки, последовательности определения победителей;

5) сообщение о времени для подготовки к выступлению; текст – резюме, в котором кратко (сжато, лаконично) повторяется установка на выполнение игровых действий. Т.А. Ладыженская советует: «Прежде всего введите ребят в игровую ситуацию. Опишите её так, чтобы у детей возникло желание включиться в работу (поиграть, а не просто выполнить задание)» [Ладыженская 1995: 89].

Основная часть (проведение игры) включает деятельность игроков, ведущего, работу жюри. Как показывает опыт проведения риторических игр, при подведении итогов следует обращать внимание учеников на корректность, уместность поведения всех игроков и членов жюри. При этом очень важно, чтобы на протяжении всей игры в классе сохранялась доброжелательная, располагающая к общению обстановка, что ни в коей мере не исключает азартности игроков и духа соревновательности.

Заключительная часть (подведение итогов) – это анализ игровых действий, сообщение результатов игры, обобщение приобретённого опыта.

Для того чтобы подготовить и провести игру на уроке, учителю необходимо выполнить следующие шаги.

Шаг 1. Особая предварительная деятельность – анализ и отбор игры (в том числе текста-сценария) в соответствии с задачами урока, адаптирование и редактирование текста.

«Предварительная подготовка – это определённый эмоциональный настрой прежде всего самого учителя. Он становится тоже участником игры, поэтому любая назидательность, использование стандартных (скучных!) вопросов в данном случае особенно неуместны» [Ладыженская 1995: 88].

Шаг 2. Подготовка игроков.

Шаг 3. Успешная реализация своего коммуникативно-методического замысла и выбранной речевой модели поведения.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Классификация игр и их влияние на развитие психических процессов дошкольников
В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усваиванию, закреплению знаний, овладению способ ...

Направления совершенствования управление системой дошкольного образования г. Иркутска
На сегодняшний день есть все основания для оживления иркутского рынка образовательных услуг в сфере образования вообще и в секторе дошкольного образования в частности. Законодательная база расширяет финансово-хозяйственную самостоятельность учреждений, готовых перейти в иную организационно-правовую ...

Пересказы художественного текста
Воссоздающие (подробный, сжатый, выборочный) и творческие (с изменением лица рассказчика, осложненные творческими заданиями и т.д.) пересказы широко применяются в младших и средних классах как прием, способствующий усвоению содержания произведения и развития речи учащихся (В.В. Голубков, М.А. Рыбни ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru