Средства формирования коммуникативной компетентности младших школьников

Современное образование » Пути формирования коммуникативной компетентности младших школьников » Средства формирования коммуникативной компетентности младших школьников

Страница 4

Создание образов и их проигрывание (проживание) и является составными компонентами коммуникативной игры, которая используется для тренировки навыков и умений общаться и может проводиться в парной (диалог) или групповой (полилог) форме с последующим анализом речевых действий участников игры.

Приведем пример коммуникативной игры

на уроке русского языка по теме «Типы текстов», где главные герои – сказочные персонажи. (Приложение 3).

Коммуникативная игра состоит из трех частей: начало – установка учителя и оглашение правил игры, средняя часть – проведение игры, концовка – подведение итогов.

В третьей части игры состоялось подведение итогов, где учитывалось соответствие текста заданному типу, время выполнения, представление текста сказочным героем. Итоги подводили все члены команд-противников. Также предоставлялось слово желающим объяснить, почему они голосовали именно так. После коллективного обсуждения и голосования были объявлены победители, которые и получи ли награды (медали с изображением сказочных персонажей).

В ряду приёмов обучения коммуникативной культуре есть место и риторическим задачам и играм, которые, на наш взгляд, имеют особое значение.

В риторической задаче указываются значимые компоненты речевой ситуации и формулируются задания, вопросы и т.д.; требуется создать устное или письменное высказывание. Пример риторической задачи: «Вы пригласили гостей на свой день рождения. Праздник в самом разгаре. Неожиданно раздается звонок в дверь, на пороге – с подарком ваш одноклассник, которого вы не захотели пригласить… Как вы поступите? Что вы скажете?» Адресат – одноклассник; место общения – квартира; обстановка – неофициальная, праздничная; сфера общения – бытовая. Описанная ситуация воспринимается учащимися как реальная, при которой ученик должен словесно реагировать на происшедшее.

В ходе решения риторических задач возникает, как правило, несколько вариантов, иногда значительно отличающихся друг от друга. Необходим следующий этап работы – анализ предложенных вариантов, определение (если возможно) наиболее удачного высказывания (соответствует оно или нет конкретной речевой ситуации, решена ли и в какой мере поставленная задача, эффективна ли «работа» голоса, уместны ли жесты, мимические движения).

Как и риторическая задача, риторическая игра основывается на описании значимых компонентов речевой ситуации: адресат и адресант речи, речевая задача, место общения и др. Риторическая игра предполагает определение победителя (победителей) по заранее указанным критериям.

Риторическая игра состоит из нескольких частей: начальной (вводной), основной и заключительной.

В начальной (вводной) части можно выделить подробную описательную инструкцию, которая содержит основную информацию для участников игры:

1) описание воображаемой ситуации;

2) обозначение и распределение ролей;

3) сообщение правил игры, последовательности выполнения игровых действий;

4) обозначение условий и критериев оценки, последовательности определения победителей;

5) сообщение о времени для подготовки к выступлению; текст – резюме, в котором кратко (сжато, лаконично) повторяется установка на выполнение игровых действий. Т.А. Ладыженская советует: «Прежде всего введите ребят в игровую ситуацию. Опишите её так, чтобы у детей возникло желание включиться в работу (поиграть, а не просто выполнить задание)» [Ладыженская 1995: 89].

Основная часть (проведение игры) включает деятельность игроков, ведущего, работу жюри. Как показывает опыт проведения риторических игр, при подведении итогов следует обращать внимание учеников на корректность, уместность поведения всех игроков и членов жюри. При этом очень важно, чтобы на протяжении всей игры в классе сохранялась доброжелательная, располагающая к общению обстановка, что ни в коей мере не исключает азартности игроков и духа соревновательности.

Заключительная часть (подведение итогов) – это анализ игровых действий, сообщение результатов игры, обобщение приобретённого опыта.

Для того чтобы подготовить и провести игру на уроке, учителю необходимо выполнить следующие шаги.

Шаг 1. Особая предварительная деятельность – анализ и отбор игры (в том числе текста-сценария) в соответствии с задачами урока, адаптирование и редактирование текста.

«Предварительная подготовка – это определённый эмоциональный настрой прежде всего самого учителя. Он становится тоже участником игры, поэтому любая назидательность, использование стандартных (скучных!) вопросов в данном случае особенно неуместны» [Ладыженская 1995: 88].

Шаг 2. Подготовка игроков.

Шаг 3. Успешная реализация своего коммуникативно-методического замысла и выбранной речевой модели поведения.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Содержание и методика опытной работы по развитию активного словаря детей третьего года жизни посредством игрушки
Цель работы: подбор эффективных форм использования игрушки для развития активного словаря детей третьего года жизни. Развивающая программа была направлена на работу с детьми, в исследовании приняло участие и 20 детей (экспериментальная группа). Экспериментальное обучение состояло из системы занятий ...

Организационная структура университета
Университет самостоятельно формирует свою структуру и подразделения, необходимые для его функционирования, за исключением создания, переименования и ликвидации филиалов. Структурные подразделения Университета создаются для реализации задач и целей Университета, выполнения его функций. Статус и функ ...

Обучение игре на простых детских музыкальных инструментах
- Учить детей играть погремушкой под пение песни или мелодии, - Учить детей слушать мелодию маршевого характера. Педагог показывает детям барабан, играет на нем, предлагает тем, кто хочет, поиграть на барабане. - Учить детей менять движения с погремушкой в связи с изменением музыки, подражая взросл ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru