Средства формирования коммуникативной компетентности младших школьников

Современное образование » Пути формирования коммуникативной компетентности младших школьников » Средства формирования коммуникативной компетентности младших школьников

Страница 5

«…Для организации игровых упражнений нужна особая интонация: несколько удивлённый, интригующий тон, как бы приглашающий к игре, доброжелательно заинтересованная форма всех заданий, дружелюбное поощрение каждого удачного ответа» [Ладыженская 1995: 89].

Шаг 4. Критический анализ хода и результатов игры по риторическим критериям (насколько умело, искусно, эффективно решали участники общую коммуникативную задачу).

«Если у вас выбрано жюри, предоставьте членам его оценивать не только результаты, но и ход соревнования, избегайте резких, категоричных суждений, будьте предельно объективными, не пресекайте инициативы ребят, но следите за точностью речи» [Ладыженская 1995: 88].

Итак, риторические задачи и игры стимулируют активную речемыслительную деятельность учеников, способствуют развитию и совершенствованию их коммуникативно-речевых умений.

Немаловажное место в процессе становления личности занимает работа по развитию у младших школьников коммуникативной компетентности, коммуникативных умений и навыков.

Решая первую задачу исследования, мы выяснили, что коммуникативная компетенция в сегодняшнем понимании включает в себя собственно коммуникативный, перцептивный и интерактивный компоненты как основные характеристики процесса общения, рассматриваемые исследователями в качестве основных.

Систематизируя компоненты коммуникативной компетентности личности, можно выделить три группы коммуникативных знаний и умений, обеспечивающих ее сформированность: речевые коммуникативные знания и умения; социально-психологические коммуникативные знания и умения; деятельностно-практические коммуникативные умения.

По своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные группы умений.

Решая вторую задачу, мы установили, что младший школьный возраст – это оптимальный период активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных и речевых умений, способов различения социальных ситуаций.

Решая третью задачу, мы провели исследование коммуникативных умений младших школьников. Анализ анкет учащихся показал, что 5 человек имеют высокий уровень коммуникативных умений, 4 – выше среднего, 5 – средний уровень, ниже среднего – 4, низкий уровень – 2 человека.

Решая четвертую задачу, мы выявили средства формирования коммуникативной компетентности младших школьников. Мы выяснили, что сюжетно-ролевая игра, способствуя развитию коммуникативных умений, облекает учебный процесс в занимательную деятельность, вызывая огромный эмоциональный всплеск у младших школьников.

Развитию коммуникативных умений способствует игра коммуникативная, так как при общении дети делятся друг с другом новыми знаниями, тем самым обогащая процесс познания и постижения окружающей действительности.

Риторические задачи и игры стимулируют активную речемыслительную деятельность учеников, способствуют развитию и совершенствованию их коммуникативно-речевых умений.

В повторном исследовании получили следующие результаты: 6 человек имеют высокий уровень коммуникативных склонностей, 5 – выше среднего, 6 – средний уровень, ниже среднего –3; детей, имеющих низкий уровень развития коммуникативных склонностей, не оказалось.

Мы видим значительное улучшение развития коммуникативных способностей учащихся младшего школьного возраста.

Успешность и интенсивность формирования коммуникативных умений зависят от того, насколько они осознаются школьником, насколько он сам способствует их развитию и насколько целенаправленно участвует в этом процессе.

Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась или во всяком случае не противоречит результатам исследования.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Читайте также:

Социально-психологический аспект социальной работы со слабослышащими детьми
Социальные меры реабилитации охватывают практически все вопросы жизнедеятельности слабослышащих детей и включают социально-бытовую, социально-правовую и социально-психологическую реабилитацию. Ведущими направлениями социально-бытовой реабилитации принято считать медико-социальный уход, пенсии, посо ...

Методика изучения квадратных уравнений
С началом изучения систематического курса алгебры основное внимание уделяется способам решения квадратных уравнений, которые становятся специальным объектом изучения. Для изучения данной темы по программе для общеобразовательных учреждений отводится 26 часов [8, 151]. Основная цель - выработать уме ...

Анализ возможностей учебника, учебной программы по литературному чтению для формирования познавательного интереса младших школьников
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Изучение курса литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целе ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru