Основным средством воздействия и обращения к ребенку является слово. В психологии выделены следующие группы наиболее часто употребляемых словесных воздействий:
— организующее воздействие (инструктирование, распоряжение, наставление, побуждение и др.);
— оценивающее воздействие (с положительным знаком — похвала, с отрицательным знаком — критические замечания, оценки);
— дисциплинирующее воздействие (замечание -7" вопрос — замечание — утверждение, повышение голоса, и др.).
На результаты социальной реабилитации детей и комфортность их поведения существенное влияние оказывают особенности стилей взаимодействия с ними. В числе основных стилей педагогического руководства (по данным Е.Я. Захаровой) выделяют: демократический стиль, авторитарный, конформный и индифферентный.
Очень важно, чтобы специалист по социальной реабилитации обладал педагогическим тактом.
Педагогический такт
— это чувство разумной меры на основе соотнесения задач, условий и возможностей участников общения. Такт есть выбор такой меры воздействия, которая основана на отношении к личности ребенка как к главной ценности.
Итак, взаимоотношения специалиста по социальной реабилитации с детьми, имеющими ограничения жизнедеятельности, должны основываться на соблюдении определенных моральных норм. В числе таких норм можно назвать:
— не следует вспоминать о дефекте и произносить его в присутствии ребенка. При любых обстоятельствах нужно уважать чувство собственного достоинства каждого своего воспитанника и формировать это чувство;
— основным регулятором нравственных отношений является справедливая оценка поступков и действий ребенка. Необходимо быть требовательным по отношению к ребенку, но требовательность должна быть доброжелательной, сочетающейся с уважением личности ребенка;
— к ребенку следует предъявлять посильные требования и не допускать слепого подчинения этим требованиям, бороться против рабской покорности ребенка во взаимоотношениях с людьми;
— нравственные отношения не могут строиться на черствости и равнодушии, тем более на жестокости. Необходимо учить детей чувствовать чужое горе, сопереживать, откликаться на него, несмотря на трудности, которые могут быть у ребенка с ограниченными возможностями;
— ребенок с ограниченными возможностями нуждается в помощи взрослого, особенно когда ему трудно. Оказать ее — одна из моральных норм, регулирующих отношения между взрослым и ребенком;
— следует оберегать воспитанников от вербальной агрессии здоровых сверстников, научить их делать это самостоятельно, используя специальные приемы;
— нельзя делить своих воспитанников на любимых и нелюбимых. Гнев по поводу неблаговидных поступков детей не должен перерастать в антипатию по отношению к ним;
— необходимо поощрять инициативу детей, не захваливать инициативных, не порождать зазнайство у одних и подрывать веру у других, в каждом ребенке находить положительные черты и в своей работе опираться на них;
— в общений с детьми следует находить нужный тон, всю социально-реабилитационную деятельность строить только с учетом индивидуального подхода, развивать у детей способность отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле;
— нравственные позиции взрослого должны быть ясными и совершенно очевидными для воспитанников и подкрепляться его трудовой деятельностью и образом жизни.
Нравственные отношения необходимы не только во взаимодействии с детьми, но и с коллективом специалистов, участвующих в реабилитационном процессе. Кроме специалиста по социальной реабилитации, с ребенком, имеющим ограничения жизнедеятельности, взаимодействуют врачи, коррекционные педагоги, логопеды, воспитатели, учителя и другие специалисты.
Поэтому вопрос о системе нравственных отношений в специализированном коллективе является чрезвычайно важным. Процесс реабилитации ребенка с ограниченными возможностями предполагает высокое чувство ответственности каждого его члена за судьбу ребенка, что проявляется в единстве требований и действий по отношению к нему. Единство требований всех участников реабилитационного процесса может быть обеспечено лишь при условии согласия всех членов коллектива специалистов с характером, содержанием и формой этих требований.
Читайте также:
Методические разработки по теме "непредельные углеводороды"
Обобщить и систематизировать знания по теме, осуществить контроль за качеством усвоения основополагающих вопросов, создать на уроке атмосферу поиска и успешности. Задачи: Обучающие: Проверить глубину, прочность и осознанность полученных знаний об алкенах. Повторить строение, изомерию и номенклатуру ...
Этапы адаптации
Адаптация – длительный процесс, который необходимо вести в два этапа, отмечает Теплюк С. Каждый этап имеет свои цели, свои задачи, которые не всегда будут совпадать для родителей и воспитателей. Первый этап – подготовительный – начинается с первого общего родительского собрания, которое администрац ...
Изучение творческого воображения детей среднего и старшего дошкольного
возраста
Исследование проводилось в средней группе №13 и подготовительной группе №6 центра развития ребёнка детского сада «Теремок» №9. Изучение уровня творческого воображения проводилось с помощью методики О.М.Дьяченко «Дорисовывание фигур». Результаты представлены в приложении 1,2. Из таблицы №1 видно, чт ...