Одной из основных проблем, затрудняющих работу по преодолению причин и последствий школьной дезадаптации, является отсутствие единой государственной системы защиты прав детей и подростков, профилактики их безнадзорности и правонарушений, обеспечивающей межведомственное воздействие в решении проблем несовершеннолетних как на федеральном, так и на региональном уровне. Ведомственный принцип организации коррекционно-реабилитационных служб и учреждений противоречат мультифакторной природе школьной дезадаптации.
Центральная роль в профилактике и коррекции школьной дезадаптации в системе образования отводится психологу. Однако практика убедительно показывает, что изолированная деятельность психолога в большинстве случае оказывается малоэффективной.
Вследствие невозможности определить главенствующий фактор в происхождении школьной дезадаптации не представляется возможным выявление специалиста, всегда и во всем несущего ответственность за ее происхождение или устранение. Лишь равное распределение ролей и ответственности различных специалистов, с акцентированием ролей и ответственности конкретного специалиста в зависимости от конкретного случая школьной дезадаптации и этапа ее преодоления, будет способствовать профилактической и коррекционной работы.
В этой связи чрезвычайно важную, но концептуально и практически во многом не решенную задачу представляет проблема взаимопонимания и адекватной совместной деятельности администрации, педагогов, психологов, психиатров, дефектологов, социальных работников в процессе диагностической и коррекционной работы с дезадаптированными школьниками.
До настоящего времени не разработаны и не апробированы обоснованные принципы структурного построения подбной межведомственной службы, методического руководства и профессионального контроля разнопрофильных специалистов, в связи с чем продуктивность их деятельности зависит практически полностью лишь от их профессиональных и личностных качеств. Профилактика и коррекция школьной дезадаптации возможна лишь при кардинальном пересмотре всей системе защиты личности ребенка в школе.
Читайте также:
Развитие коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте
коммуникативный компетентность умение школьник Младший школьный возраст – это оптимальный период активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных и речевых умений, способов различения социальных ситуаций. Во-первых, с поступлением в шко ...
Методика сенсорного воспитания дошкольника
На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией мы учим детей различным видам изображения: предметному, сюжетному, декоративному. Сенсорное развитие детей обеспечивается на любом из этих занятий. Занятия предметного содержания чаще всего проводятся на основе обследования предметов, их частей, строении ...
Структура развивающей среды
Развивающая предметная среда, по мнению С. Новоселовой, — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельност ...