Социальная дезадаптация

Современное образование » Социальная дезадаптация

Страница 3

Разделы плана курсов педагогов ККО: 1. Теоретические аспекты и общие проблемы компенсирующего обучения. 2. Организационно-управленческие аспекты компенсирующего обучения. 3. Психологические аспекты. 4. Методические аспекты.

В последние годы одной из наиболее серьезных проблем в системе образования является проблема школьной дезадаптации. Под этим определением подразумевается невозможность адекватного школьного обучения соответственно природным способностям, а также адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях индивидуальной микросоциальной среды, в которой он существует.

В основе возникновения школьной дезадаптации лежат различные факторы социального, медицинского, психологического и педагогического характера.

Экологические, экономические, демографические и иные неблагоприятные социальные факторы последних лет привели к значительным изменениям здоровья детско-подростковой популяции. Подавляющее большинство детей еще в возрасте до одного года обнаруживают функционально-органические недостаточности головного мозга в диапазоне от легчайших, выявляющих себя лишь в условиях неблагоприятной среды или сопутствующих заболеваний, до очевидных дефектов и аномалий психофизического развития. Усиленное внимание органов образования и здравоохранения к вопросам охраны здоровья обучающихся имеет под собой серьезные основания. Число детей с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья среди новорожденных составляет 85 процентов. Среди детей, поступающих в первый класс свыше 60 процентов относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35 процентов обнаруживают расстройства нервнопсихической сферы еще в младшей группе детского сада. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в два раза, достигнув 30 процентов. Во многих случаях нарушения здоровья носят пограничный характер. Число детей и подростков со слабо выраженными проблемами постоянно возрастает.

Вместе с тем школьную дезадаптацию следует рассматривать и как одну из форм гораздо более сложного явления - социальной дезадаптации несовершеннолетних. Свыше 1 млн. Несовершеннолетних бродяжничает. Число детей-сирот превысило 500 тысяч, 40 процентов детей подвергается насилию в семьях и столько же испытывают насилие в школах Смертность подростков от суицида возросла на 60 процентов. До 20 процентов подростков имеют опыт употребления наркотических и токсикоманических средств. Противоправное поведение несовершеннолетних растет в два раза быстрее, чем среди взрослых. 95 процентов социально дезадаптированных детей имеют психические отклонения. И лишь 10 процентов нуждающихся в психокоррекционной помощи могут ее получить.

В последние годы продолжает расти количество детей и подростков с нарушенным поведением. Несовершеннолетние являются наиболее криминально активной категорией населения. Одну из категорий несовершеннолетних, наиболее подверженных риску школьной дезадаптации, составляют дети, лишенные родительского попечения.

В настоящее время реабилитацией труднообучаемых и трудновспитываемых детей и подростков занимаются органы образования и здравоохранения, труда и социального развития, культуры и спорта, правохранительные органы, общественные, религиозные, частные организации. Вся эта деятельность координируется на государственном уровне при помощи ряда федеральных целевых программ, включенных в президентскую программу <Дети России>.

В сфере образования наметилась тенденция к созданию системы реабилитации детей с школьной дезадаптацией, в рамках которой коррекционно-профилактическая работа ведется по ряду направлений.

Важным звеном в системе специализированной помощи детям, испытывающим проблемы в обучении и развитии, являются ПМПК и ППК, которые выполняют функции высшей экспертной службы при определении типа и формы обучения, оказывают организационную, методическую, консультативную помощь специалистам образовательных учреждений.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Семья как фактор воспитания
Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, - это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Известно, что человек уже с младенческого возраста развивается как существо социальное, для которого среда является не только условием, но и источни ...

Основные формы проведения досуга младших школьников
досуг младший дошкольник Жизнедеятельность современных детей предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне каникулярное время необходимо использовать таким образом, чтобы снять у детей создавше ...

Формы проявления нарушений поведения
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это поведение антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовы ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru