После утренней гимнастики нужны водные процедуры: обтирание влажным полотенцем, обливание, душ или кратковременное купание.
Ежедневные занятия гигиенической гимнастикой – это тот минимум двигательной деятельности, которые может быть обеспечен в любое время года, при любых условиях.
Наиболее распространенные малые формы занятий в сфере производственной физической культуры - вводная гимнастика, физкультминуты и физкультпаузы. Особенностью является их непосредственная встроенность в структуру трудового процесса и подчиненность закономерностям оптимизации данного процесса.
Вводная гимнастика представляет собой комплекс 5-8 относительно не сложных гимнастических упражнений без снарядов, выполняемых в течение 5-7 минут непосредственно перед началом работы. Это своего рода разминка, которая решает следующие задачи: ускоряет готовность основных физиологических систем организма (мышечной, нервной) к предстоящей работе, повышает эмоциональный тонус работника, способствует эффективному выполнению рабочих операций, сокращает период врабатывания [8].
В зависимости от особенностей трудовой деятельности специализируются комплексы упражнений вводной гимнастики, т.е. рекомендуется применять физические упражнения, соответствующие характеру движений, выполняемых в процессе труда. Следует применять упражнения с возрастающим темпом движений – от медленного до умеренного и от умеренного до повышенного [4]. Последние упражнения вводного комплекса должны следовать определенному двигательному ритму трудовой деятельности.
Физкультпаузы и физкультминуты – кратковременные сеансы физических упражнений, вводимые преимущественно в качестве факторов активного отдыха. Физкультминутки проводятся как на производстве, так и в дошкольных и средних учреждениях образования. Могут проводиться с музыкальным сопровождением, в сочетании с элементами самомассажа и другими средствами, способствующими восстановлению оперативной работоспособности. Комплексы физкультпаузы продолжительностью 5-7 минут, состоящие из 3-5 упражнений, повторяемых 5-10 раз, проводятся с большой интенсивностью и с малыми интервалами для отдыха [5,9].
Проведение физкультминуток и физкультпауз в дошкольных и средних учреждениях образования начинают при первых признаках нарушения внимания у учащихся, когда дети становятся неспокойными. До начало проведения следует открыть форточку или окно. А в производственной сфере физической культуры существуют также физкультминутки продолжительностью 1-2 минуты и микропаузы по 20-30 секунд. Что является необходимым для оптимизации трудовой деятельности в условиях производства [1,6]
Существуют три фазы динамики работоспособности: врабатывание, высокая и устойчивая работоспособность, снижение работоспособности. В течение одного рабочего дня обычно фаза снижения работоспособности прерывается обеденным перерывом, после которого организм человека снова проходит через все фазы динамики работоспособности, хотя они и претерпевают определенные изменения: врабатывание завершается быстрее, фаза устойчивой работоспособности наступает раньше и более выражена. Вот как изменяется часовая производительность труда в одном из цехов по сборке микросхем (в % дневной выработки) (табл. 2.2).
Таблица 2.2. - Динамика работоспособности в течение дня
Часы работы |
Выход продукции |
1 |
10,0 |
2 |
15,1 |
3 |
14,2 |
4 |
12,7 |
Обеденный перерыв | |
5 |
11,2 |
6 |
14,4 |
7 |
13,5 |
8 |
8,9 |
Длительность фазы стабильной работоспособности также зависит от характера труда и длится от 2 до 6 ч. При простых разнообразных рабочих движениях она длиннее, при напряженном труде с большими требованиями к безошибочности движений – короче [4].
Поэтому внедрение физкультминуток и физкультпауз в условиях производственной деятельности является оптимальным и необходимым элементом в поддержании уровня трудоспособности работников.
Цель этих двух форм – вернуть уставшему организму работоспособность, внимание, снять мышечное и умственное утомление, повысить эмоциональный уровень [7].
Читайте также:
Внедрение инновационных технологий в образовательное учреждение
Наступивший XXI век будет, прежде всего, веком инновационных стратегий, конкурентной борьбы, когда выживание предприятий и организаций, их развитие будет определяться уровнем инновационной деятельности, тем, насколько реализуемые инновационные процессы будут динамичны, экономичны, результативны. Ра ...
Образование, как отрасль национальной экономики РФ
Необходимым условием для формирования национальной экономики РФ является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Конкуренция различных систем образования стала ключевы ...
Критерии эффективности
личностно-ориентированного урока
Существует множество подходов к анализу урока, его оценке. В зависимости от целей урока, его функций, опыта работы учителя, включая характер его взаимоотношений с учениками (а он у каждого свой, ведь учитель — тоже личность!), необходимо выбрать разные критерии оценки урока. Урок — та учебная ситуа ...