Потенциал применения мультимедиа-технологий в образовании

Страница 3

у детей, страдающих аутизмом, при использовании мультимедиа в обучении наблюдается значительное улучшение фонологического осознания и навыков чтения;

лица со значительными нарушениями речи и ограниченными физическими возможностями также выигрывают от применения мультимедиа в учебном процессе, обладающих достаточной гибкостью, что позволяет подстраиваться под индивидуальные потребности;

у слабослышащих и глухих визуальное представление информации значительно повышает мотивацию к учебе.

Помимо неоспоримых преимуществ применения мультимедиа-технологий в сфере образования, Бент Б. Андресен выделяет и недостатки. Некоторые из них являются актуальными до сих, но определенная их часть утратила свою актуальность с ходом времени. Например, такие проблемы, как дороговизна оборудования, отсутствие доступа к сети Интернет у большинства пользователей ПК, недостаточная скорость подключения к Интернет («недостаточно быстрый канал связи в Интернет приводит к низкому качеству воспроизведения звука и изображения, к длительным задержкам при скачивании информации, что может негативно сказаться на эффективности учебного процесса») и даже портативность компьютеров, в начале XXI века уже были решены. Но значительная часть трудностей применения мультимедиа-технологий в образовании осталась, и их следует перечислить.

Самостоятельное обучение. Некоторые обучающиеся не могут воспользоваться той свободой, которую предоставляет самостоятельное обучение посредством мультимедийных материалов.

Рассеивание внимания. Часто запутанные и сложные способы представления информации отвлекают пользователя от изучаемого материала, рассеивая его внимание. К тому же нелинейная структура учебного материала «соблазняет» пользователя пройтись по всем предлагаемым ссылкам, что может отвлечь его от основной задачи. Большие объемы информации, представляемые мультимедиа, также могут отвлекать внимание учащихся.

Кратковременная память человека обладает ограниченными возможностями; как правило, обыкновенный человек способен оперировать одновременно лишь семью различными мыслительными категориями. Когда обучаемому демонстрируют мультимедийную информацию одновременно нескольких типов, его может отвлечь желание уследить за другими, в результате чего нарушается целостность усвоения учебного материала. Более того, возможности людей в одновременном использовании различных органов чувств ограничены, что может негативно сказаться на образовательном потенциале мультимедийных материалов.

Отсутствие выборочной обратной связи. Уровень интерактивности большинства мультимедийных программ по-прежнему остается очень низким. Ему, конечно, далеко до уровня взаимодействия между людьми. Возможности обратной связи с пользователем в обучающих приложениях весьма ограничены. Компьютеры не могут заменить личного общения с преподавателем, они лишь расширяют его возможности. Как правило, обратная связь большинства приложений ограничивается контролем правильности ответов учащихся. Обучающие программы не поддерживают возможности динамического выбора различных стратегий обучения, не предоставляют развернутых комментариев правильного или ошибочного ответа. Мультимедиа-приложения неспособны определить индивидуальные потребности или особенности обучаемого, поэтому они не могут реагировать подобно преподавателю.

Ограниченность компьютерного моделирования. Во многих случаях для обучаемых важно проведение опытов своими руками, реальное ощущение экспериментального процесса. Например, для изучения насекомых на занятиях по биологии необходимо организовывать выезды на природу, чтобы видеть жизнь насекомых в их естественной среде обитания.

Отсутствие навыков у обучаемых и преподавателя. Многие обучаемые, особенно взрослые, не умеют пользоваться компьютером. Поэтому необходимо обучить их основам компьютерных технологий, прежде чем приступать к использованию мультимедиа-программ. У преподавателей также может не быть многих навыков, необходимых для эффективной работы с мультимедиа-приложениями.

Сложность создания материалов. Создание аудио-, видео- и графических материалов для мультимедийных приложений намного сложнее и дороже, чем подготовка обычного учебника.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Место сюжетно-ролевых игр в системе средств формирования личности
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средству воспитания. Игра, несомненно, довольно увлекательное занятие для ребенка, а также важнейшее средство их воспитания и развития. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра представляется т ...

Практическая реализация аспектов личностно – ориентированного обучения информатики
В настоящее время обучение инфор­матике в общеобразовательных школах осущест­вляется в три этапа. Первый этап — пропедевтический, обязательным не является. На этом этапе происходит первое знакомство учащихся с компьютером, формируются элементы информационной культуры в процессе использования учебны ...

Практическая работа по развитию изобразительной деятельности детей раннего возраста в ДОУ «Малыш»
Цель формирующего этапа эксперимента: повысить уровень развития восприятия детей раннего возраста в предметной деятельности. В основу работы по развитию восприятия детей были положены условия гипотезы и учтены результаты констатирующего этапа эксперимента. На формирующем этапе эксперимента, мы сост ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru