Потенциал применения мультимедиа-технологий в образовании

Страница 4

Назначение. Обучаемый может использовать мультимедиа-приложения и как конечный пользователь, и как его создатель.

Итак, практически любой мультимедиа может быть использован для представления и обработки знаний различных типов. Применение этих продуктов может поощрять обучаемых к формированию собственных знаний и навыков. Например, они могут развивать мотивацию к обучающей активности, возможности коммуникации, общественного сознания, а также обучающую компетентность и этику.

Помимо описания мультимедиа-технологий и общей оценки их применения в сфере образования, Бент Б. Андресен предлагает оригинальную классификацию способов взаимодействия обучаемых с мультимедиа, где он выделяет четыре группы стратегий преподавания, называя их Сценариями:

Сценарий 1: мультимедиа с линейным представлением учебных материалов;

Сценарий 2: гипертекстовые мультимедиа (с нелинейным представлением учебных материалов);

Сценарий 3: мультимедийные учебные пособия и руководства;

Сценарий 4: инструменты и компоненты создания мультимедиа.

Линейная структура представления информации в Сценарии 1 знакомит с материалом последовательно. При этом некоторые программы обеспечивают навигацию в рамках всего приложения. Особенностью линейного представления мультимедиа является то, что после выбора требуемого источника информации пользователь способен весьма ограниченно влиять на ход непоследовательность его изучения. Он может перемещать материал вперед и назад, останавливать его или менять темп просмотра, однако при этом нельзя изменять содержание материалов, включенных в изучаемый мультимедиа-продукт. Поэтому линейная последовательность изложения особенно рекомендуется в тех случаях, когда обучаемые имеют весьма ограниченные знания (или совсем их не имеют) в изучаемой области, нуждаясь в обзорном изложении изучаемого материала. Такую методику изложения также можно рекомендовать при формировании начальных знаний в какой-то области.

Гипертекстовые интерактивные приложения часто используются как источники дополнительной справочной информации, т. е. как энциклопедии, атласы, руководства и т. д. Пользователь может самостоятельно искать именно ту информацию, которая необходима ему для решения стоящей перед ним задачи.

Если Сценарий 1 применяется для получения обучаемыми информации справочного характера, помогая им понять сложные моменты учебного материала, то в Сценарии 2 основной задачей обучаемых является поиск информации. Поскольку в Сценарии 2 рассматриваются обычно мультимедийные приложения, основанные на гипертексте с интегрированными мультимедиа-элементами, то наиболее распространенными примерами таких информационных ресурсов могут служить сайты Интернета или электронные энциклопедии на компакт-дисках.

Гипертекстовая структура предоставляет пользователю большие возможности самостоятельного поиска и изучения полученных материалов. Поэтому нелинейное структурирование учебного материала более понятно обучаемому, нежели та фиксированная последовательность изложения курса, который мог быть создан по линейной схеме Сценария 1. Иными словами, при нелинейной методике использования мультимедиа каждый обучающийся прокладывает собственную «образовательную траекторию», отвечающую его индивидуальным образовательным запросам и способностям.

Таким образом, Сценарий 2 в значительной мере способствует созданию индивидуальной траектории получения знаний, Обучаемые могут искать именно ту информацию, которая им нужна в данный момент, и изучать ее так, как им удобнее. Сценарий 2 используется, прежде всего, когда обучаемые уже имеют необходимые знания для того, чтобы самостоятельно ставить перед собой вопросы и решать задачи.

Но при реализации Сценария 2 могут возникнуть следующие трудности:

Недостаток времени. При использовании Сценария 2 в качестве источника информации многие обучаемые ощущают недостаток времени, стремясь найти как можно больше информации.

Недостаточное владение методикой поиска информации. Многие обучаемые сталкиваются со сложностями при поиске адекватной информации, так как недостаточно знакомы с методикой эффективного поиска.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Характеристика культуротворческой среды МОУ лицея №3
В параграфе рассматривается понятие «среда», её разновидности: «развивающая среда», «воспитывающая среда», «культуротворческая среда лицея». Потенциал человека определяют задатки, а вот насколько уже имеющиеся возможности будут реализованы в течение жизни, зависит от среды. Раннее выявление задатко ...

Формы организации воспитательной работы по проблеме
Нравственное воспитании младших школьников является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Решение проблем нравственного воспитания в моём опыте осуществляется через такие широко известные активные ...

Основные направления и задачи коррекционно-педагогической работы
1.Слушание музыки. 2.Пение. 3.Музыкально-ритмические движения и танцы. 4.Игра на элементарных музыкальных инструментах. 5.Театрализованная деятельность. Слушание музыки направлено на развитие у детей интереса к окружающему их миру звуков, способствует развитию слухового внимания, воспитанию потребн ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru