Анализ современной социокультурной ситуации. Необходимость модернизации образования

Современное образование » Проект образовательной программы летнего оздоровительного лагеря компании "КрасЭйр" "Аэродром перспектив" » Анализ современной социокультурной ситуации. Необходимость модернизации образования

Страница 1

Система образования, как важный институт социального и социо-культурного воспроизводства, призвана эффективно реагировать на изменения в системах общества и его культуры, поскольку эти изменения влекут за собой новые задачи и возможности, а, следовательно, требуют от молодых людей, включающихся в жизнь общества, способности успешно решать эти задачи и использовать предоставляющиеся возможности.

Многие зарубежные и отечественные социологи, экономисты, культурологи (например, Д. Белл, Э. Тоффлер, П. Драккер, Р. Флорида, В.Л. Иноземцев, А.В. Бузгалин, И.В. Бестужев-Лада и др. – представляющие как различные научные школы, так и разные общественно-политические взгляды) рассматривают конец XX начала XXI века как время принципиальных изменений в жизни развитых стран. Они связывают эти изменения, прежде всего, со смещением центра тяжести общественного производства от создания материальных ценностей к оперированию разнообразной информацией (сначала это выражалось в росте удельного веса сферы услуг, сейчас, согласно исследованиям американского учёного Р. Флориды, это выражается в росте удельного веса науки и создания новых идей как сектора производства), с формированием «экономики знаний» [25, с. 75]. Новую социальную и социокультурную систему, базирующуюся на информации и знаниях как ключевой экономической ценности, условно называют «постиндустриальным» или «информационным» обществом.

В связи с этим, делается вывод о возрастании в новой эпохе значимости «человеческого капитала», а следовательно, тех общественных практик, которые призваны этот капитал формировать и воспроизводить, прежде всего – образования. «Экономика, основанная на знаниях, означает, что главный её ресурс – это человек, способный приобретать знания, умеющий их творчески применять, а также участвовать в процессе создания и использования новых знаний. Такой человек может быть подготовлен только эффективной системой образования, ориентированной в будущее. Поэтому сначала предпосылкой, а затем и императивом перехода цивилизации в новое качественное состояние становится опережающее развитие образования…» [17, с. 9].

Факторы современной социальной и социокультурной ситуации обуславливают необходимость нового содержания и форм образования во всех развитых странах мира, в современной России (в частности, Красноярском крае, который рассматривается некоторыми экспертами как условная модель страны в целом) [19, c. 234].

Перед современными образовательными системами стоит троякая задача.

Первый компонент этой задачи – изменение содержания знаний, передаваемых ученикам. М.А. Мкртчян в этом контексте пишет о переходе «от знаний к методам, формулам мыследействования – знаниям другой природы, которые будут вести за собой научные знания» [16, c. 106]. Другой компонент – смена акцента с передачи и усвоения знаний на формирование личностных качеств, позволяющих эффективно решать разнообразные встающие перед человеком задачи; формирование паттернов и способов поведения в различных ситуациях. Прежде всего, стоит говорить о формировании субъектности, самосознания, способности эффективно пользоваться (в том числе комбинировать) инструменты разнообразной практической деятельности, одновременно – способности действовать, исходя из той или иной целевой или культурной рамки.

Третьей задачей, по-видимому, является, в соответствии с концепцией «вторичного образования» Г. Бейтсона [4, с. 87] (перекликающейся с концепцией «скрытого учебного плана», фигурирующей в работах П. Бурдье, изменение той социальной ситуации и тех способов, посредством которых происходит образование. Важно выделить ещё один момент, который делает сейчас необходимой перестройку системы образования, косвенно связанный с изменением социокультурной ситуации. Речь идёт о феномене, названном Б.Д. Элькониным «кризисом детства» и связанном с «размыванием» идеального образа взрослого, ориентация на который определяет процесс взросления ребёнка. Так же тем фактом, что образ идеального взрослого не представлен (или представлен, но факультативно – частично, неполно) в системе образования и, таким образом, освоение культуры ребенком и взросление происходят отдельно друг от друга.

Пути разрешения этого кризиса Б.Д. Эльконин видит, в частности, в появлении фигуры педагога-посредника, который обеспечил бы связь между включением школьников в культуру и взрослением, представляя собой образ «идеального взрослого», непосредственно практиковал бы культуротворческую деятельность и осуществлял включение школьников в культуру через включение их в свои собственные практики [27, с. 157].

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru