Анализ современной социокультурной ситуации. Необходимость модернизации образования

Современное образование » Проект образовательной программы летнего оздоровительного лагеря компании "КрасЭйр" "Аэродром перспектив" » Анализ современной социокультурной ситуации. Необходимость модернизации образования

Страница 1

Система образования, как важный институт социального и социо-культурного воспроизводства, призвана эффективно реагировать на изменения в системах общества и его культуры, поскольку эти изменения влекут за собой новые задачи и возможности, а, следовательно, требуют от молодых людей, включающихся в жизнь общества, способности успешно решать эти задачи и использовать предоставляющиеся возможности.

Многие зарубежные и отечественные социологи, экономисты, культурологи (например, Д. Белл, Э. Тоффлер, П. Драккер, Р. Флорида, В.Л. Иноземцев, А.В. Бузгалин, И.В. Бестужев-Лада и др. – представляющие как различные научные школы, так и разные общественно-политические взгляды) рассматривают конец XX начала XXI века как время принципиальных изменений в жизни развитых стран. Они связывают эти изменения, прежде всего, со смещением центра тяжести общественного производства от создания материальных ценностей к оперированию разнообразной информацией (сначала это выражалось в росте удельного веса сферы услуг, сейчас, согласно исследованиям американского учёного Р. Флориды, это выражается в росте удельного веса науки и создания новых идей как сектора производства), с формированием «экономики знаний» [25, с. 75]. Новую социальную и социокультурную систему, базирующуюся на информации и знаниях как ключевой экономической ценности, условно называют «постиндустриальным» или «информационным» обществом.

В связи с этим, делается вывод о возрастании в новой эпохе значимости «человеческого капитала», а следовательно, тех общественных практик, которые призваны этот капитал формировать и воспроизводить, прежде всего – образования. «Экономика, основанная на знаниях, означает, что главный её ресурс – это человек, способный приобретать знания, умеющий их творчески применять, а также участвовать в процессе создания и использования новых знаний. Такой человек может быть подготовлен только эффективной системой образования, ориентированной в будущее. Поэтому сначала предпосылкой, а затем и императивом перехода цивилизации в новое качественное состояние становится опережающее развитие образования…» [17, с. 9].

Факторы современной социальной и социокультурной ситуации обуславливают необходимость нового содержания и форм образования во всех развитых странах мира, в современной России (в частности, Красноярском крае, который рассматривается некоторыми экспертами как условная модель страны в целом) [19, c. 234].

Перед современными образовательными системами стоит троякая задача.

Первый компонент этой задачи – изменение содержания знаний, передаваемых ученикам. М.А. Мкртчян в этом контексте пишет о переходе «от знаний к методам, формулам мыследействования – знаниям другой природы, которые будут вести за собой научные знания» [16, c. 106]. Другой компонент – смена акцента с передачи и усвоения знаний на формирование личностных качеств, позволяющих эффективно решать разнообразные встающие перед человеком задачи; формирование паттернов и способов поведения в различных ситуациях. Прежде всего, стоит говорить о формировании субъектности, самосознания, способности эффективно пользоваться (в том числе комбинировать) инструменты разнообразной практической деятельности, одновременно – способности действовать, исходя из той или иной целевой или культурной рамки.

Третьей задачей, по-видимому, является, в соответствии с концепцией «вторичного образования» Г. Бейтсона [4, с. 87] (перекликающейся с концепцией «скрытого учебного плана», фигурирующей в работах П. Бурдье, изменение той социальной ситуации и тех способов, посредством которых происходит образование. Важно выделить ещё один момент, который делает сейчас необходимой перестройку системы образования, косвенно связанный с изменением социокультурной ситуации. Речь идёт о феномене, названном Б.Д. Элькониным «кризисом детства» и связанном с «размыванием» идеального образа взрослого, ориентация на который определяет процесс взросления ребёнка. Так же тем фактом, что образ идеального взрослого не представлен (или представлен, но факультативно – частично, неполно) в системе образования и, таким образом, освоение культуры ребенком и взросление происходят отдельно друг от друга.

Пути разрешения этого кризиса Б.Д. Эльконин видит, в частности, в появлении фигуры педагога-посредника, который обеспечил бы связь между включением школьников в культуру и взрослением, представляя собой образ «идеального взрослого», непосредственно практиковал бы культуротворческую деятельность и осуществлял включение школьников в культуру через включение их в свои собственные практики [27, с. 157].

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие познавательной способности учащихся
Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала. Практический опыт учителей многих школ показал, что: 1. Систематически проводимая самостоятельная работа (с учебни ...

Структурно-логическое содержание обучения - основа компьютерной технологии обучения
Для определения степени обучаемости студентов по каждой учебной дисциплине выделяют объем знаний, которые необходимы для усвоения согласно учебной программе, что составляет базовый объем знаний. Базовые знания представляют минимум государственного образовательного стандарта. Но и среди базовых знан ...

Специфика и содержание молодежного досуга
Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг – деятельность, то ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru