Отражение в пейзаже пространственных отношений предметов

Страница 1

У большинства умственно отсталых детей отмечаются резкие нарушения пространственной ориентировки и пространственных представлений.

Характерные для умственно отсталого ребенка недостатки находят свое выражение и в изобразительной деятельности.

В процессе занятий рисованием перед учеником встают несколько задач, которые касаются прежде всего композиции рисунка.

Изобразительные задачи, связанные с организацией рисунка в пространстве, имеют синтетический характер. Их реализация требует от учащихся наличия представлений о величине, положении, направлении, расстоянии и других пространственных соотношениях и связях.

Пространственные представления формируются и развиваются на основе зрительных восприятий и тактильно-моторной чувствительности, однако ведущая роль все же принадлежит зрению. Только с помощью зрения происходит непосредственное соизмерение пространственных соотношений между предметами в пределах листа бумаги. Выполнить такое соизмерение ребенку значительно сложнее, чем установить пространственные признаки самого предмета (в частности, формы). По этой причине дети сначала рисуют отдельные предметы, а позднее объединяют их "общим" сюжетом, создавая тем самым несложные композиции.

А. В. Бакушинский выделяет три этапа композиционного решения изображения.

На первом этапе лист бумаги представляется в виде горизонтальной плоскости (земля, пол, стол), на которой изображения как бы раскладываются на ней.

На втором этапе все предметы располагаются по одной линии, на одной узкой полосе.

На третьем этапе лист бумаги делится горизонтальной линией на две равные части. Нижняя часть представляется горизонтальной плоскостью, а верхняя-вертикальной.

По мнению Н. П. Сакулиной, способ заполнения листа бумаги различными изображениями всецело зависит от содержания рисунка.

1. Умение ориентироваться в пространстве листа бумаги.

Этот вид ориентировки является принципиально важным, так как основная часть работ выполняется учащимися на бумаге определенного формата. Что учащимся в процессе обучения приходится постоянно выполнять задания по словесной инструкции, содержащей пространственные характеристики.

Учащиеся коррекционной школы затрудняются в решении задач, в которых требуется определить правую и левую стороны, верх, низ, середину листа. Особенно много ошибок допускают учащиеся 1 класса.

Таким образом, ориентировка умственно отсталых школьников на плоскости листа бумаги находится на низком уровне и, следовательно, тормозит формирование изобразительных навыков.

2. Умение учащихся ориентироваться в пространственных отношениях изображаемых предметов.

Многие умственно отсталые школьники допускают разнообразные ошибки по пространственному размещению изображений не только в рисунках, выполненных по представлению, но и с натуры.

Учащиеся затрудняются в выполнении графических действий и более простого характера, например при соединении расставленных в определенном порядке точек-ориентиров. Особенно много ошибок возникает в тех случаях, когда задание имеет несколько абстрактное содержание.

Все это свидетельствует о наличии у многих умственно отсталых школьников резко выраженного недоразвития пространственной ориентации в процессе изобразительной деятельности.

Учащиеся редко могут правильно объяснить свои действия в процессе ориентировки на плоскости листа бумаги. Они не в состоянии словесно обозначить расположение предметов, их элементов или ориентиров в пространстве, описать направление движения карандаша, указать протяженность линии. Кроме того, многие школьники не различают или неправильно используют термины, указывающие на положение предметов: справа, слева, вверху, внизу, над, около и т. д.

3. Передача в рисунке расположения предметов в пространстве.

Слабое умение ориентироваться на плоскости диета бумаги, недоразвитие процесса ориентировки в пространственных отношениях предметов, безусловно, проявляются в графических работах учащихся.

В рисунках некоторых нормально развивающихся детей дошкольного и младшего школьного возраста (1—2 классов) встречаются несообразности. В рисунках умственно отсталых школьников они наблюдаются гораздо чаще.

В работах учащихся младших классов, выполненных на свободную тему, часто соседствуют изображения, не связанные общим замыслом. В рисунках отсутствует какая-либо пространственная организация; изображенные объекты оказываются разбросанными по бумаге.

Страницы: 1 2


Читайте также:

Методика проведения формирующего эксперимента
В ходе констатирующего эксперимента были зафиксированы данные, которые стали исходными для нашего формирующего эксперимента. Главная цель на этом этапе - проверка эффективности применения дидактических игр для развития интеллектуальных способностей дошкольников. При поиске оптимальных методов и сре ...

Дидактическое обеспечение занятий по обучению учащихся VII классов работе на токарно-винторезных станках
В предыдущем параграфе мы рассмотрели методические приемы овладения технологическими операциями работы на токарно-винторезных станках в представленных уроках технологии. Применение дидактических средств обучения коренным образом изменяет структуру урока, помогает с большей пользой использовать кажд ...

Экологическое воспитание и эстетическое воспитания
В своей статье “Экология личности” Б.Т. Лихачев [13, 19-21] раскрывает содержание понятия “Экология личности и культуры общества”, которое может быть рассмотрено единство соответственно развитых сознания, эмоционально-психических состояний. Ядром такого сознания особым образом ориентированная умств ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru