Анализ опубликованного методического опыта

Современное образование » Волшебная сказка и ее изучение в начальной школе » Анализ опубликованного методического опыта

Страница 1

Как никакие другие, русские сказки дают богатый материал для развития творческих способностей, познавательной активности, для самораскрытия личности. Сказки вызывают особый интерес у детей. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел, и идеализированные герои, и счастливый конец.

К сожалению, очень часто творческий потенциал, заложенный в русских народных сказках, не раскрывается на уроках "Литературного чтения", поскольку их изучение в большинстве случаев сводится лишь к выяснению характеров действующих лиц и определению сюжетной линии сказки; в результате разрушается целостность ее художественного мира и ее особое обаяние пропадает.

Важно показать детям, из чего состоит сказка, как она "складывается", дать представление о героях, о системе событий и роли в них персонажей сказки, о богатстве изобразительных средств и образности народной речи, что будет способствовать развитию фантазии и творчества учащихся. За захватывающим фантастическим сюжетом, за разнообразием персонажей нужно помочь ребенку увидеть главное, что есть в народной сказке, - гибкость и тонкость смысла, яркость и чистоту красок, поэзию народного слова.

Однако в многочисленных публикациях по методике преподавания "Литературного чтения" в младшей школе мы находим лишь отдельные интересные наблюдения, касающиеся образов героев, сюжета, языка волшебной сказки, указания на эффективность применения тех или иных приемов ее изучения. Однако эти замечания остаются разрозненными и, не будучи сведены в систему, не могут обеспечить продуктивное движение детей под руководством учителя к постижению глубоко метафорического смысла читаемого текста. Эта проблема находит свое решение только в комплексном подходе к изучению русской народной сказки в школе. Она предполагает интеграцию в традиционную методику изучения фольклорной сказки, предполагающую проверку первичного восприятия сказки, анализ системы образов и сюжетно-композиционных особенностей фольклорной сказки в согласии с их жанровой природой, системы вопросов и заданий, применяемых в рамках сказкотерапии.

Наше исследование показывает, что большинство работ по сказкотерапии написано для школьных психологов (Амбросьева 2007 и др.) и не предполагает использования разработанных методов на уроках по "Литературному чтению". Исключением является работа А.В. Криницыной. Она носит психолого-педагогический характер и содержит методические рекомендации по изучению поэтики волшебной сказки, направленному на "развитие и укрепление положительной, гармоничной и целостной системы отношений ребенка" с окружающим миром и людьми. Это предполагает формирование познавательного, эмоционального и поведенческого компонентов личности младшего школьника. Поставленная цель требует от учителя донесения до детей следующей информации:

как устроен этот мир, кто его создал;

что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;

какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;

какие "ловушки", искушения, трудности, препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;

как приобретать и ценить дружбу и любовь;

какими ценностями руководствоваться в жизни;

как строить отношения с родителями и детьми;

как бороться и прощать.

Для решения этой задачи он может использовать следующие сказкотерапевтические методы:

1. Рассказывание сказок.

Уникальность методики А.В. Криницыной как сказкотерапевта заключается в том, что она рекомендует учителю попросить детей сопроводить слушание сказки изображением описываемых событий с помощью мимики и жестов. Ссылаясь на собственный педагогический опыт, она поясняет: "Мы в своей работе разрешали детям творчески и пластически сопровождать сказку, что привело к большей заинтересованности детей. <…> В данном случае развивается как когнитивный компонент отношений ребенка (через познание себя и других), так и эмоциональный (с помощью сопереживания героям сказки)".

После прочтения сказки учителем дети должны ответить на следующий блок вопросов: "Понравилась ли тебе сказка? Как ты думаешь, о чем эта сказка? Какие герои тебе больше всего понравились? Какие не понравились? Почему? Как ты думаешь, почему герой поступил так-то? Что было бы, если бы он поступил по-другому? Что было бы, если бы в сказке были только хорошие герои? Как ты понял для себя смысл этой сказки? О чем она? Мог ли быть у этой сказки другой конец? Если да, то в каком случае?"

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Ознакомление с работой воспитателя, помощника воспитателя во вторую половину дня
Подъем детей осуществлялся постепенно, дети просыпались, делали зарядку, затем умывались, и одевались. Воспитатель следит, как дети выполняли все указанные действия, помогала детям одеваться, расчесывала детей и заплетала. Затем воспитатель назначала дежурных детей, они сервировали столы, остальные ...

Методика воспитания координационных способностей
Для развития двигательно-координационных способностей (ловкости) Л.П.Матвеев, Е.Н.Вавилов и др. рекомендуют разнообразные методические приемы: 1.Применение необычных исходных положений. 2.Изменение скорости или темпа движений, введения разных ритмичных сочетаний, различной последовательности элемен ...

Обучение ОРУ в движении
Этот способ отличается тем, что упражнения выполняются без остановки в движении на одной из сторон зала, по диагонали и т.д. В первом случае упражнения выполняются в колонне по одному во время движения в обход или по кругу (в основном на уроках спортивных игр и легкой атлетики). При проведении упра ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru