Методы и приемы интеллектуального развития младших школьников на занятиях изобразительного искусства в условиях коррекционной школы

Современное образование » Методы и приемы интеллектуального развития младших школьников на занятиях изобразительного искусства в условиях коррекционной школы

Наш народ и страна переживают сейчас сложный, кризисный период. Изменения происходят не только в политике и экономике, но и в сознании людей. Общество обратило внимание на искусство, поняв необходимость гуманизации. Проблемы нравственно-эстетического воспитания оказались в фокусе всеобщего внимания.

Но нравственно-эстетическое воспитание занимало не последнее место и раньше. На уроках учителя и прежде использовали произведения искусства, стихи, магнитофонные записи, кино- и диафильмы. Однако искусство в школе словно утратило свой потенциал, перестало быть действенным орудием воспитания личности.

Причины сложившегося положения кроются во множестве проблем нравственно-эстетического воспитания в школе. Это недостатки существующих программ дисциплин художественно-гуманитарного цикла, разобщенность этих дисциплин, недостаточная разработка методик, низкий уровень подготовки учителей, слабая оснащенность учебного процесса.

Эти проблемы требуют скорейшего решения, т. к. нравственно-эстетическое воспитание играет огромную роль для формирования личности младшего школьника. Какие же задачи ставит перед собой нравственно-эстетическое воспитание? Глобальная цель - это формирование творческого отношения человека к действительности, так как сама суть эстетического - в творчестве и сотворчестве при восприятии эстетических явлений.

Среди более конкретных задач одна из важнейших - формирование нравственно-эстетической потребности, которую можно определить как потребность человека в красоте и деятельности по законам красоты. Надо обращать внимание на два важных компонента: широту нравственно-эстетической потребности, то есть способность личности эстетически относиться к возможно большему кругу явлений действительности; и качество нравственно-эстетической потребности, которое выявляется на уровне художественного вкуса и идеала. Также нужно обращать внимание на активную творческую деятельность, как исполнительскую, так и авторскую, касающуюся не только искусства, но и всех форм деятельности человека. Перечисленные признаки можно считать критериями воспитанности личности.

Значение нравственно-эстетического воспитания в становлении личности огромно. Нравственно-эстетическое воспитание средствами искусства - это лишь подсистема реализации принципов целостной системы.

В своей работе я рассмотрю возможности эстетического и нравственного воспитания на образцах пейзажной живописи. Сама природа является средством такого воспитания, а картины моря, леса, поля, луга, переданные живописными средствами и передающие настроение художника, его отношение к изображаемому, - еще более сильный фактор нравственно-эстетического воспитания.

Таким образом эстетическое воспитание детей на образцах пейзажной живописи в коррекционной школе - это необычайно интересная проблема, так как представляет собой синтез нравственного, эстетического и исторического воспитания.

Подавляющее большинство учащихся коррекционной школы, особенно в младших классов, любят рисовать. Дети охотно откликаются на предложение нарисовать что-нибудь и с удовольствием принимаются за работу. Для младших школьников рисование представляет своеобразную игру. Этот вид деятельности их увлекает и радует. Такая заинтересованность наблюдаться как на уроках рисования, так и во время внеклассной работы по изобразительной деятельности. Лишь в отдельных случаях можно услышать: “Я не знаю, что рисовать”.

Особую активность учащиеся проявляют во время “свободного” рисования, когда педагог не ограничивает их в выборе темы, не побуждает к рисованию с натурой определенного предмета. Радуясь цветным карандашам и краскам, дети рисуют, как правило, ранее изображавшиеся ими излюбленные предметы.

Если учащимся конкретную тему для рисования или предложить выполнить рисунок с натурой, то большого желания и интереса проявлено не будет. Отсюда следует вывод: учащиеся охотно рисуют только то, что умеют. Там, где от них требуется соответствующие знания и умения, наблюдается пассивность, инертность, негативное отношение к работе.

Заметное снижение интереса и активности к изобразительной деятельности иногда проявляется у старшеклассников. Это можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, с возрастом умственно отсталые школьники начинают более критично относиться к своим работам, а слабые уменья передавать в графической форме образ того или иного предмета не позволяют им сделать это достаточно точно.

Во-вторых, у учащихся старших классов может наблюдаться так называемая “интеллектуальная пассивность”, обусловленная тем, что у них своевременно не был сформирован интерес к учебной работе, и, в частности, к занятиям рисованием.

В-третьих, учащиеся старших классов, как и младшие школьники, могут быть равнодушны к выполнению заданий, если оно организовано формально, а объект изображения не затрагивает их чувств, не вызывает никаких переживаний.

В результате деятельного изучения изобразительной деятельности этих детей обнаруживается, что они в состоянии выполнить лишь одну-две картины, которые ими позаимствованы из книг или открыток или просто заучены. Механическое воспроизведение рисунков, несомненно, говорит об их хорошей зрительной и моторной памяти. Однако сознательное построение рисунка и тем более проявление творчества в их работе не наблюдается.

Объект исследования – процесс обучения рисования младших школьников на уроках И.З.О.

Предмет исследования – процесс развития изобразительной деятельности младших школьников, коррекционной школы на уроках И.З.О.

Развитие изобразительной деятельности в этом возрасте очень важно для формирования развитой и самостоятельно мыслящей личности.

Гипотеза – процесс развития изобразительной функции младших школьников может быть эффективным, если при объяснении определенных заданий тематические рисунки, способствует:

применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различие ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся;

Тематические заданные рисунки позволяют усилить познавательные интересы ученика:

Цель исследования – определить наиболее эффективные методы и приемы формирования эстетических чувств, интеллектуального развития младших школьников на занятиях изобразительного искусства в условиях коррекционной школы.

Задачи исследования: изучить психолого-педагогические, методические аспекты использования тематических рисунков в процессе обучения младших школьников на уроках изобразительного искусства.

на основе полученных данных разработать комплекс методических рекомендаций по проведению уроков изобразительного искусства

анализ психолого-педагогических, методических трудов по теме исследования;

изучить психолого-педагогические, методические аспекты использования тематических рисунков в процессе обучения младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Наблюдение за учебно-воспитательным процессом тематическими рисунками проводимых в коррекционных классах (с последующем проведением в ВКР)

на основе полученных данных разработать комплекс методических рекомендаций по проведению уроков изобразительного искусства.


Читайте также:

Нетрадиционные формы работы с родителями
Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными познавательными формами, такими как «КВН», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца», «Ток шоу», «Устный журнал». Такие формы построены по принципу телевизионных и развлекательных программ, игр, ...

Методы исследования в ходе формирования опыта
Построение воспитательного процесса идёт на диагностических основаниях. Принцип «Сначала поставь диагноз, а потом лечи» актуален в работе воспитателя. Проведение мониторинговых процедур позволяет отслеживать успешность воспитательной деятельности, делает её целенаправленной и адекватной возникающим ...

Методы обучения психологии
Учебные задачи представляют собой конкретизацию целей обучения, необходимую для подбора соответствующих методов и приемов. С их помощью определяется, чему именно должны научиться учащиеся. Интересный и конструктивный подход к классификации учебных задач был предложен В.Я. Ляудис (1989). Учебные зад ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru