Методика рисования пейзажа

Страница 1

Для того чтобы педагогический процесс имел коррекционную направленность, необходимо в ходе обучения рисованию учитывать особенности деятельности учащихся коррекционной школы.

К числу умственных действий, которые ученик выполняет на разных этапах создания рисунка, следует отнести:

осмысление изобразительных задач и конечного результата предстоящей работы;

понимание различного рода инструкций;

предварительное осмысление особенностей наглядно воспринимаемого

объекта (натуры или образца);

планирование изобразительной деятельности;

осуществление контроля за своей работой;

самооценка изобразительной деятельности и ее результатов.

Рассмотрим общую характеристику деятельности умственно отсталых школьников в процессе занятий рисованием.

1. Осмысление изобразительных задач и конечного результата предстоящей работы.

Учащиеся младших классов, не могут самостоятельно полностью осмыслить поставленные перед ними изобразительные задачи. Только благодаря помощи учителя они выполняют начальную стадию рисунка в соответствии с инструкцией.

В силу слабости аналитико-синтетической деятельности учащиеся коррекционной школы не в состоянии понять конструкцию объекта и усвоить порядок построения изображения. В связи с этим рисунок выполняется, как правило, без учета выдвинутых учителем требований.

2. Понимание различного рода инструкции.

На уроках рисования детям даются различного рода инструкции: устные объяснения, указания, рекомендации; демонстрация готовых рисунков, схем; выполнение учителем на доске зарисовок в ходе объяснения материала.

Какая же форма инструкции наиболее приемлема для умственно отсталых школьников?

Было установлено, что учащиеся коррекционной школы не могут самостоятельно руководствоваться устной инструкцией.

Учащиеся коррекционной школы не могут должным образом пользоваться и такими дидактическими средствами, как рисунок, схема и т. п. При копировании (срисовывании) какого-либо рисунка школьники действуют без анализирующего рассматривания образца, не соотносят с ним свои рабочие движения. В результате многие детали демонстрируемого на доске материала механически копируются и при этом грубо искажаются. Допущенные ошибки, как правило, не замечаются и не исправляются.

В связи с этим встает вопрос об особом значении рационального сочетания словесных и наглядных компонентов в коррекционно-воспитательной работе на уроках рисования. В этом отношении особого внимания заслуживает педагогический рисунок.

Правильные изображения учащиеся делают тогда, когда учитель использует показ всех этапов построения рисунка, сопровождая его подробными объяснениями и указаниями.

3. Предварительное осмысление особенностей наглядно воспринимаемого объекта.

Как уже отмечалось ранее, чтобы нарисовать какой-либо предмет, надо иметь о нем четкие представления. Такие представления можно сформировать путем специальной организации восприятия предмета.

Под специально организованным восприятием мы понимаем систему педагогических приемов, с помощью которых можно получить наиболее полные и точные представления о предмете. Чем совершеннее представления, тем меньше будет искажений при передаче изображения.

Типичным для учащихся является, сразу же приступают к рисованию.

4.Планирование изобразительной деятельности.

Создание рисунка требует предварительного планирования предстоящей работы. Однако планирование предстоящей работы. Однако планирование одна из наиболее интеллектуальных операций.

Для того чтобы составить план, необходимо всесторонне проанализировать объект изображения и установить последовательность изобразительных действий.

При самостоятельном рисовании большинство учащихся не в силах разумно и целесообразно развернуть свою деятельность, принять правильное решение в ходе выполнения задания, точно следовать логике построения изображения.

Неумение планировать свою работу проявляется не только в построение рисунка, но и в отсутствии рациональной организации деятельности в целом.

Отсутствие плана работы приводит к тому, что некоторые ученики, не закончив рисунок, приступают к его раскраске, а затем, спохватившись, начинают дорисовывать недостающие детали.

5. Осуществление контроля за своей работой.

Отсутствие полноты, точности зрительных представлений и способности прочно удерживать в памяти воспринятое приводит к тому, что нарисованные предметы оказываются похожими друг на друга.

Наряду с планированием необходим постоянный зрительный контроль за процессом изображения. Такой контроль осуществляется в процессе выполнения рисунка на основе его сопоставления с изображаемым предметом.

Для подавляющего большинства умственно отсталых школьников образ создаваемого изображения оказывается как бы “ смазанным ”, “ размытым ”, неопределенным.

Другая причина отсутствия умения проверять свой действия в процессе рисования заключается в недоразвитии, у учащихся способности сравнивать изображаемое с натурой или образцом, а также части рисунка между собой.

Страницы: 1 2


Читайте также:

Основные тенденции развития образования в Иркутской области
Система образования области представлена учреждениями, реализующими общеобразовательные и профессиональные программы (основные и дополнительные). В 1 062 общеобразовательных учреждениях обучается 278,2 тыс. учащихся. Дошкольное образование предоставляется в области в 867 учреждениях, их посещают 86 ...

Структура и основное содержание диссертации
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень ее разработанности, определяется объект и предмет исследования, формулируются гипотеза, цели и задачи исследования, представляются методологические основы и источниковая база, теоретическая и практическая значимость ра ...

Зарождение басни как жанра
Басня – краткий, чаще всего стихотворный, нравоучительный рассказ. Басня – жанр дидактической поэзии, короткая повествовательная форма, сюжетно законченная и подлежащая аллегорическому истолкованию как иллюстрация к известному житейскому или нравственному правилу. Героями басен могут быть не только ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru