Организация творческих занятий по предмету «Человек и мир»

Страница 4

Рис. 2. Уровень развития творческих способностей младших школьников по результатам констатирующего эксперимента

Рис. 3. Уровень развития творческих способностей младших школьников по результатам контрольного эксперимента

Тема работы очень актуальна для развития учебного процесса и заслуживает должного внимания.

Изменение современной педагогической системы обучения требует от учителя использования форм, методов, технологий, которые могли бы создать условия для развития личности ребенка, его творческих способностей.

Любой учитель, осознающий свою социальную ответственность, должен стремиться работать творчески, должен развивать в себе творческие возможности. О том, что педагогическая деятельность – это творчество, что учитель – творческая профессия, сказано немало. Но повседневный опыт работы в школе далеко не всегда подтверждает эти высказывания. Слишком часто они превращаются в пустые лозунги, вызывая скепсис вместо энтузиазма. Педагогическое творчество – это всегда сотворчество. «Витийствующий учитель в притихшем классе – это возможно. Но долго молчащий класс – это признак неумения организовать совместную творческую деятельность» [6, с. 13].

В настоящее время нужны люди, умеющие творчески мыслить, изобретающие и создающие что-либо новое. Но, к сожалению, современная школа сохранила еще нетворческий подход к усвоению знаний, обучение строится на репродуктивном познании.

Интересная и содержательная деятельность детей обеспечивается при условии использования на уроках по предмету «Человек и мир» разнообразных творческих занятий. поэтому очень важно так продумать организацию педагогического процесса, чтобы отведенное для творчество время ничем другим не заполнялось.

Содержание творческих занятий по предмету «Человек и мир» богато и разнообразно. В них ярко отражаются интересы детей, реализуются их мечты и стремления. Это делает творческие занятия важным средством формирования нравственных чувств и побуждений. « Развитие творчества способствует воспитанию у детей необходимых в жизни качеств: целенаправленности, изобретательности, настойчивости» [13, с. 12].

Творческие занятия являются ценным средством воспитания умственной активности школьника, активизирует психические процессы, вызывает живой интерес к познанию «Человек и мир» . Дети преодолевают трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, творческие задания помогают созданию чего-то необычного, нового, неизведанного.

Подбирая творческие задания к уроку важно добиться, чтобы они были достаточно сложными и в то же время доступными детям. В процессе их выполнения дети должны быть внимательными, не мешать друг другу, думать, отвечать. «При организации работы над творческим заданием нужно опираться на опыт и знания детей, ставить перед ними конкретные задачи, постепенно усложнять задачу и определенные действия» [14, с. 10].

Творческие занятия могут быть разной продолжительности и проходить на разных этапах урока. Важно учесть следующее: какие умения и навыки формируются в процессе творческого занятия; какие предусматриваются цели; материалы и пособия; организацию детей.

В ходе констатирующего эксперимента был выявлен уровень развития творческих способностей второклассников. Он определялся с помощью педагогического наблюдения, тестирования, анкетирования и стандартных тестовых методик. Результаты эксперимента таковы: 80% учеников данного класса имеют средний уровень развития творческих способностей, 8% детей – низкий уровень и 12% учащихся имеют высокий уровень.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках «Человек и мир» обеспечивалось в ходе формирующего эксперимента системой действий, направленных на создание и реализацию условий гипотезы:

1) при реализации содержания текстов заданий учебников «Человек и мир» для развития творческих способностей;

2) при систематическом использовании познавательных игр на разных этапах урока;

3) при включении школьников в процесс наблюдений за изменениями в природе и организации деятельности по описанию, рисованию собственных эмоциональных состояний, вызванных воздействиями природы.

На этапе контрольного эксперимента мы использовали методику «Несуществующее животное». Учащиеся проявили свою фантазию в изображении животного, его названии. Контрольный эксперимент показал, что результаты улучшились. Если по результатам диагностик средний уровень составлял 80 %, то по результатам контрольного эксперимента – 40%. Отсюда и высокий уровень увеличился с 12% до 52%. Низкий уровень остался неизменным – 8%, у тех же детей: Алины Б. и Кирилла Б.

Таким образом, можно сделать выводы:

1) опытная работа подтвердила правильность выдвинутой нами гипотезы;

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Поведение детей в период адаптации
По характеру поведения при поступлении в детский сад детей, Теплюк С., делить условно на три группы. Первая группа. Большинство детей резко отрицательно и бурно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, царапаются, кусаются, щиплют тех, кто оказывается рядом. Они то ...

Основные направления реформы образования
Термин "реформа" произошёл от латинского слова "reformo"– преобразовываю и в словарном толковании означает преобразование, изменение, переустройство общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, нововведение любого содержания в той или иной мере св ...

Право на уважение
Существует ли жизнь в шутку? Нет, детский возраст – долгие, важные годы в жизни человека. Жестокие законы Древней Греции и Рима позволяют убить ребёнка. В 17 веке в Париже детей постарше продают нищим, а малышей у собора Парижской Богоматери раздают даром. Это ещё очень недавно! И по сей день ребён ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru