Организация творческих занятий по предмету «Человек и мир»

Страница 2

Второе условие гипотезы содержит в себе использование познавательных игр. Этот вид деятельности нравится детям больше всего, поэтому все дети с большим желанием принимали участие в них, проявляя свои творческие возможности.

Изучая тему «Первое знакомство со звёздами», на этапе - первичное закрепление изученного, детям выдавались карточки с изображением и названием профессии. Учащиеся должны были рассказать о солнце с учетом особенностей своей профессии. Например, Кате досталась карточка с названием профессии: поэт. Она говорит: «Я в своих стихотворениях говорю о красоте солнца», композитор: «Я передаю людям красоту и тепло солнышка в своей музыке», Кирилл выбрал карточку, на которой был изображен астроном: «Я наблюдаю за солнце и его изменениями в телескоп» и т.п.

Использовались ролевые игры. В содержание урока включались исценирование различных ситуаций. Например: разыграть диалоги: зайца и ежа, лисы и ужа, медведя и волка и так далее. Например, рассказывает Катя: «я рыжая, пушистая. А ты какой? Хвост у меня большой и пушистый, а у тебя? Я быстро бегаю и ищу мышей, а ты чем питаешься? И т.п. остальные учащиеся должны угадать, каких же животных представляют их одноклассники.

Так же детям ставились проблемные вопросы. Например: представьте, вы гуляете по лесу, любуетесь красотой природы, вдыхаете аромат цветов и вдруг…змея. Что вы будете делать? Чего вы не должны делать? Детьми были предложены следующие варианты: «Нужно убежать. Надо что-нибудь кинуть в нее. Надо аккуратно, не испугав ее, уйти». В классе появились различные мнения, как нужно делать, а как нельзя. Но в итоге пришли к правильным решениям.

Были предложены следующие экологические ситуации для решения их детьми: например, «Идя на экскурсию в лес, дети увидели сон-траву. Гена хотел сорвать и принести ее в класс, а Ира предложила выкопать и посадить на приусадебном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав. Кто прав, как вы думаете?»

« Как-то раз Петя с Колей поймали двух ежей. Прошло несколько дней. Встретились друзья и заспорили, кто крепче любит своего ежа. Петя хвастал, что кормит молоком, в сарае устроил ему постель из разного тряпья, что даже иглы готов ему чистить.

- А что ты делал для своего ежика? – спросил он у Коли.

- А я отнес его в лес и выпустил на волю!

- Кто из мальчиков поступил правильно и почему?».

Дети активно участвовали в дискуссиях, без боязни высказывали свои мнения. Все ответы и предложения детей нами поощрялись.

По третьему условию гипотезы мы постоянно включали детей в процесс наблюдения за природой. Учащиеся учились словесно описывать состояние природы, выражать свое эмоциональное состояние в зависимости от погоды. В начале каждого урока «Человек и мир» , мы отводили 5 минут на обсуждение таких вопросов: «Давайте посмотрим за окно. Что вы видите? Какая сегодня погода? Как выглядят растения? Нравится вам сегодняшняя погода? Почему? и т.д.» Дети высказывали свои впечатления, говорили о том, что погода влияет на душевное и физическое состояние человека. Описывали свое эмоциональное состояние. Например, что говорили дети: «Сегодня я проснулся с плохим настроением. Но сейчас за окном светит солнышко, и мне хочется улыбаться», «Когда хорошая погода, тепло и светит солнце, у меня веселое настроение», «А мне нравится летний дождь. А когда дождик заканчивается, можно увидеть радугу. Такая погода мне нравится больше всего!» и т.п.

Данное упражнение способствовало развитию таких психических процессов, как речь, фантазия.

На последнем этапе практики нами проводился контрольный эксперимент. Для этого мы использовали методику «Несуществующее животное». Замысел методики состоял в следующем: детям предлагалось нарисовать несуществующее животное и придумать ему несуществующее название. Оценивался уровень оригинальности рисунка.

Среди всех работ детей, можно выделить всего 6 рисунков с изображением простых существ или сказочных персонажей. В некоторых работах несуществующие животные выполнены приемом агглютинации, т.е., соединение отдельных частей различных животных в своем рисунке. Хвост от рыбы, голова зайца и т.п. Здесь мы можем выделить: свинья осьминог, драконодинозаролошадь, летающая корова, клешнкраб. Мы видим, что названия животных не оригинальны, отражают названия реальных животных. Но есть работы, где представлены совершенно фантастические животные с такими названиями: мутаро, завазуз, билбуб, крылатка, радушка и др. Так же имеются две работы с изображением совершенно непонятных персонажей. Эти работы отличаются своей оригинальностью и фантазией. Это работы: Максима Д., Максима П., Вики У., Кати Ш., Ильи Х. и другие. Эти учащиеся показывали высокие результаты в ходе всего нашего исследования.

Результаты представим в таблице 11. Для этого выделим следующие критерии:

изображение животного: 5 баллов – изображены фантастические животные; 3 баллов – изображение животных выполнено приемом агглютинации; 0 баллов – простые существа, существующие животные или сказочные и мультипликационные персонажи; название животного: 5 баллов – фантастическое, несуществующее название; 3 балла – немного измененные названия; 0 баллов – неоригинальные названия или их отсутствие.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Разработка факультативного курса "Параметры в геометрии". Пояснительная записка
В настоящее время в математике все больше проникает далекие от нее отрасли. Без математических знаний не возможно понимание принципов устройства современной техники, природных явлений, анализ социальных политических экономических и других перемен. Прослеживается влияние математического образования ...

Классификация сказок
С точки зрения содержания, выделяют следующие жанры русских народных сказок: сказки, посвященные животным; волшебные сказки (сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки); социально-бытовые (социально-бытовые, сатирико-бытовые, новеллистические); сказки смешанного типа ( ...

Профессиональная компетентность специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
Компетенция (от лат. competere — добиваться, соответствовать, подходить). Профессионально компетентным считается такой труд, в котором на высоком уровне выполняются функциональные обязанности, используются специальные и общекультурные знания и умения, наиболее полно раскрываются профессиональные сп ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru