Педагогические идеи В.А. Сухомлинского

Современное образование » История педагогической мысли » Педагогические идеи В.А. Сухомлинского

Страница 4

А. С. Макаренко разработал методику воспитания личности в коллективе, вскрыл механизмы (методика параллельного действия, выдвижение перспектив, мажорный тон жизни и деятельности коллектива, создание традиций и т. д.) благотворного воздействия коллектива на личность.

В. А. Сухомлинский много сделал по проблеме, которую можно охарактеризовать как влияние личности на коллектив. Он исследовал классный коллектив в учении - изучал взаимодействие разнообразных интересов, увлечений, закономерностей обмена духовными привязанностями, знаниями. Стремился понять, как это взаимодействие повышает общий уровень развития детей, ввел, например, такие понятия: "коллективная духовная жизнь", "интеллектуальный фон класса", "духовная жизнь школы". В.А. Сухомлинский утверждает, что каждый ученик должен внести в класс свое увлечение. Если 7 "А" класс больше интересуется математикой, чем 7 "Б", то это еще не только потому, что в 7 "А" классе больше работает староста, а и потому еще, что в нем появились 3-4 увлеченных математика, и они создали этот "интеллектуальный фон".

Учитель, по В. А. Сухомлинскому, должен иметь в виду взаимодействие духовных интересов учащихся.

Существует положение: воспитатель - организатор жизни детей. Здесь точку ставит нельзя. Организатор жизни детей для чего? Для руководства их духовным развитием - это положение неустанно развивал В. А. Сухомлинский.

Он также обогатил ряд других идей А. С. Макаренко. В частности, развил учение о традициях применительно к современной общеобразовательной школе.

С предельной откровенностью свое новое отношение к идеям А. С. Макаренко Василий Александрович сформулировал в своем вступлении к так до сих пор и не опубликованной книге "Наша добрая семья" (1967 г.). Обосновывая приоритет индивидуального воздействия над коллективным, Сухомлинский следующим образом определил свое кредо педагога-гуманиста: "В конце концов надоела пустая болтовня, надоело, что в тонкие, требующие научных знаний дела воспитания вмешиваются невежды, и чем выше пост занимает невежда, тем опаснее для живого дела воспитания . Серьезный недостаток советской педагогики - забвение того, что воспитательная работа коллектива не может полностью раскрыться без всестороннего развития личности. Этот недостаток имеет своим истоком теоретическое положение А. С. Макаренко о том, что целью воспитания в советской школе является коллектив. Впервые А. С. Макаренко выдвинул это положение 28 августа 1937 года в статье "Цель воспитания". Такое утверждение прекрасно согласовывалось с господствующим в то время известным положением о том, что человек - это винтик. А раз винтик - разве может он быть целью. Догматическое некритическое отношение к этому теоретическому положению А. С. Макаренко, как и вообще ко всей его педагогической системе, привело к тому, что за коллективом перестали видеть человека". Умение руководить и подчиняться стало рассматриваться как самоцель.

Считая коллектив единственной воспитательной силой, воздействующей на личность. А. С. Макаренко отрицал огромную роль непосредственного влияния педагога на личность воспитанника, или, как он называл это влияние, "парную педагогику".

Догматическое отношение к этому теоретическому положению А. С. Макаренко привело к тому, что слова "парная педагогика" приобрели чуть ли не ругательный смысл . Множество бед современной школы имеют своим корнем анафему "парной педагогики", положенную в основу А. С. Макаренко и до сих пор, к сожалению, не снятую.

В. А. Сухомлинский очень высоко оценивал роль учителя в воспитании детей. Велико, утверждал он, значение его личности, духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов учащихся. Если есть талантливый, влюбленный в свое дело преподаватель математики, то в школе обязательно обнаруживаются способные к математике дети. Что такое хороший учитель? Это, прежде всего, - человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, и, не забывает, что и сам он был ребенком. Это - человек, хорошо знающий науку, на основе которой построен преподаваемый им предмет, влюбленный в нее, знающий ее горизонты - новейшие открытия, исследования, достижения. Это - человек, знающий педагогику и психологию, понимающий и чувствующий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно. Хороший учитель - это человек, в совершенстве владеющий умениями и навыками в той или иной деятельности, мастер своего дела.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Формы ролевых игр на разных возрастных этапах
Одной из форм игрового общения, опробированной в игровом эксперименте, была сюжетная ролевая игра. Экспериментальная проверка показывает, что возрастные особенности школьников позволяли использовать ее разные варианты. Одним из вариантов была ролевая игра с предметом. Для организации такой игры шко ...

Анализ состояния проблемы в практике воспитания детей дошкольного возраста
Экспериментальная работа проводилась на базе дошкольных учреждений Приднепровский УПК, поселок Приднепровский Рогачевского района и ДУ №13 "Колокольчик" г. Рогачева. В эксперименте было обследовано 40 детей старшего дошкольного возраста и 20 педагогов дошкольных учреждений. Для эффективно ...

Организация деятельности учащихся старших классов на уроке - лекции
Специфика школьной лекции состоит в том, что деятельность учителя здесь неотделима от деятельности учащихся: читая лек­цию, необходимо одновременно руководить работой слушателей. Готовясь к уроку, важно думать не только о том, что и как рас­сказать в лекции, но и о том, что на уроке будут делать уч ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru