Педагогические идеи В.А. Сухомлинского

Современное образование » История педагогической мысли » Педагогические идеи В.А. Сухомлинского

Страница 2

Ценный вклад внес В. А. Сухомлинский в теорию обучения. Он уделяет много внимания развитию мышления учащихся на уроке, воспитанию их творческого отношения к учению. Мышление, справедливо указывает В. А. Сухомлинский, начинается там, где у школьников появляется потребность ответить на вопрос, и надо специальными педагогическими средствами вызвать эту потребность ответить на вопрос, ставя перед учащимися цели умственного труда, развитие интеллекта на занятиях - это трудное для педагога дело, но и самый верный показатель его педагогического мастерства.

Ценность методики Сухомлинского заключается в пробуждении положительного отношения учеников к занятиям. "Источник желания учиться, - утверждает Сухомлинский, - в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссяк, никакими приемами не заставить ребенка сидеть за книгой".

Школой познания (особенно для малышей) должны стать не только классы, но и сам мир их окружающий. В. А. Сухомлинский разрабатывает и проводит уроки в лесу, на лугу, у реки, в поле. Это - не просто наблюдения или экскурсии, а именно уроки, на которых учитель ведет занятия, подготовив систему вопросов и заданий.

Было бы ошибкой считать, - полагает В. А. Сухомлинский, что окружающий мир сам по себе научит ребенка думать. Без теоретического мышления вещи останутся скрытыми от глаз ребенка непроницаемой стеной. Природа становится школой умственного труда лишь при условии, когда ребенок при помощи учителя абстрагирует, размышляет.

Он продумывает все, что должно стать источником мысли для воспитанников. Так у него сложились 300 страниц "Книги природы" - задания для целенаправленных наблюдений, ярко запечатлевающихся в сознании ребят.

Вот один пример. В. А. Сухомлинский ставит целью познакомить маленьких ребят с несколькими буквами: "л", "у", "г".

Учащиеся располагаются на лугу под склонившейся над прудом вербой.

Учитель говорит: "Посмотрите, какая красота перед вами. Над травой летят бабочки, жужжат пчелы. Вдали - стадо коров, похожих на игрушки. Кажется, что луг - это светло-зеленая река, а деревья - темно-зеленые берега. Стадо как бы купается в реке. Смотрите, сколько красивых цветов рассыпала ранняя осень. И прислушайтесь к музыке луга: слышите тонкое жужжание мошек, песню кузнечика?

Учитель рисует луг в своем альбоме. Рисует коров, гусей, рассыпавшихся по лугу, как белые пушинки, рисует еле заметный дымок и облако над горизонтом. Дети, очарованные красотой тихого утра, тоже рисуют. Учитель подписывает рисунок: "Луг". Для большинства малышей буквы - это рисунки. Каждый из них что-то напоминает. Что же? Стебельки трав. Учитель перегибает стебель - получается буква "Л", складывает два стебелька - вот и новая буква "У". Каждая буква воплощается в форме яркого образа, вызывающего чувство восхищения у ребят.

Большое внимание уделяет Сухомлинский воспитанию у детей умения видеть, переживать, творить прекрасное. " . Если ребенок вырастил розу, - пишет он, - для того, чтобы любоваться ее красотой, если единственным вознаграждением за труд стало наслаждение красотой и творение этой красоты для счастья и работы другого человека, - он не способен на зло, подлость, цинизм и бессердечие".

Много места в его трудах занимают вопросы нравственного воспитания. Он полагает, что уже в школе должна формироваться высокоидейная личность, закладывается нравственный корень, и поэтому надо стремиться к тому, чтобы с самого раннего детства ведущие нравственные качества человека (любовь к Родине, ответственное отношение к труду и т.п.) воспитывалось на уровне убеждений. "Мы говорим детям .", "Мы учим детей .", "Мы хотим, чтобы ." - не случайно такие обороты встречаются в его сочинениях на каждом шагу. В Павлышской школе была разработана система нравственного воспитания, основанная на единстве осмысления моральных понятий, переживаний нравственных чувств, и выработке у детей привычек высоконравственного поведения. Мировоззрение - не только система взглядов на мир, утверждает В. А. Сухомлинский, но и субъективные состояния личности, проявляющееся в ее мыслях, чувствах, воле, деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Рекомендации по оптимизации стилей педагогического общения
А.К. Маркова предлагает следующие рекомендации по совершенствованию учителем индивидуального стиля своей педагогической деятельности. Эмоционально-импровизационный стиль. Вы обладаете многими достоинствами: высоким уровнем знаний, артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно пре ...

Самостоятельная организация деятельности детей в первой половине дня
Утро я начала с приема детей в группу, воспитатель наблюдала за моими действиями. После того как все дети были в группе я проводила утреннюю зарядку с детьми, потом назначила дежурных для сервировки столов, а с остальными детьми наводили порядок в группе. После того как дети сели за столы пожелала ...

Компетенция ОК-5
Компетенция ОК-5 – это общекультурная компетенция: «способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами». Под компетенцией ОК-5 понимается владе ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru